Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
Утверждено
приказ № 76-о от
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 197
______________ Савина С.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
10-11 класс
Екатеринбург
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
составлен на основе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый
уровень);
Примерной программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11
классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И.Львова). – 3-е издание,
переработанное М., Мнемозина, 2009;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого
Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
Цель:
– повышение грамотности учащихся, совершенствование навыков орфографии и пунктуации,
развитие культуры письма.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания разделов «Орфография» и «Пунктуация»;
совершенствовать приобретенные общеучебные умения и навыки;
углубить знания по орфографии и пунктуации;
совершенствовать навыки парной и групповой работы;
развивать практический навык решения тестовых заданий
Описание места элективного курса в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает элективный курс по русскому языку «Русское
правописание: орфография и пунктуация» на этапе основного общего образования в объеме 70
часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
В результате изучения курса ученик должен знать:
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения.
Уметь:
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно
писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки;
владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью;
пользоваться различными словарями (толковыми, фразеологическими,
этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов,
иностранных слов);
иметь представление об особенностях письменного общения, социальной сущности языка,
его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его
взаимосвязи с другими языками;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями
речи в качестве языковых средств;
владеть основными приемами информационной переработки письменного текста;
создавать письменные высказывания различных типов и жанров;
соблюдать нормы речевого этикета в устном и письменном общении
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Орфография как система правил правописания (2 ч.)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной
передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
таблица, алгоритм и др.
Правописание морфем (18ч.)
Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного
написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и
согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного
слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–рос-,
-скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых,
удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические
трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и
т.п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип
написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в
словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при
выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник,
изн(а), -есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица.
Суффиксы –ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-,
-чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах
прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных
и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-).
Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть –
обезлесить); -ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса
причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме
глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший
– посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание
окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний – е и –и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Слитные, дефисные и раздельные написания(10 ч.)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ
слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с
разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого,
отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельное?»
Написание строчных и прописных букв (5 ч.)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной
буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?»
Речевой этикет в письменном общении (2ч.)
Речевой этикет как правило речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных
форм извинения, просьбы, благодарности и т.п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России.
Особенности речевого этикета при дистанционном общении.
Основные правила письменного общения и виртуальных дискуссиях, в Интернете.
Пунктуация (32ч.)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч.)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации.
Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания
внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4)
знаки препинания при передаче прямой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 ч.)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Границы предложения,
отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в
конце предложения.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч.)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в
неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом.
Однородные члены, соединенные
неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.
Обобщающие слова.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе интонационной
характеристики и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и
несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженным одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленным дополнением.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих и
присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при сравнительных оборотах. Сопоставительный анализ случаев выделения
и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Вводные слова. Отличие вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное
употребление в письменной речи смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Пунктуационное выделение междометий, восклицательных слов.
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч.)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений.
Знаки препинания между частями ССП.
Употребление знаков препинания между частями СПП.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания БСП.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор
знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при
сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч.)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалоге. Разные способы
оформления цитат на письме.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч.)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей
стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак.
Тематическое планирование учебного предмета «Русское правописание: орфография и
пунктуация» для 10 класса на 2019 - 2020 учебный год
№
1
2
Раздел
Орфография
как система
правил
правописания
(2 часа)
Правописание
морфем (18ч)
Тема урока
Кол-во
часов
Русское правописание. Орфография и пунктуация
как разделы русского правописания
1
Некоторые сведения из истории русской
орфографии
Правописание корней. Правописание гласных в
корнях слов
Правописание чередующихся гласных в корнях
слов
Правописание согласных в корнях слов
Правописание иноязычных словообразовательных
элементов
Контрольная работа по теме « Правописание
корней»
Правописание приставок: фонетический,
морфемный и семантический принципы написания.
Правописание суффиксов. Система орфограмм,
отражающая написание суффиксов разных частей
речи. Роль словообразовательного анализа
Типичные суффиксы имен существительных и их
написание.
Типичные суффиксы имен прилагательных и их
написание
О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и
окончании; правописание ы и и после ц
Типичные суффиксы глаголов и их написание.
Различение на письме глагольных суффиксов
-ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)
1
Написание гласной в суффиксах действительных и
страдательных причастий причастий
1
Суффиксы причастий прошедшего времени.
н и нн в полных и кратких формах причастий,
отглагольных прилагательных
Правописание Н и НН в существительных,
прилагательных, наречиях
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей
речи
Правописание гласных в окончаниях
существительных и прилагательных
Правописание гласных в окончаниях глаголов
Образование и написание сложных слов
1
Кол-во
проверочных,
контрольных
работ
1
1
1
1
1
Контрольная
работа №1
1
1
1
1
1
Проверочная
работа
1
1
1
1
1
1
Словарный
диктант
3
Слитное,
раздельное и
дефисное
написание
(10 час)
Написание
строчных и
прописных
букв (4 ч)
Правописание гласных и согласных и на стыке
морфем
Слитное, раздельное и дефисное написание.
Грамматико-семантический анализ
1
НЕ с существительными, прилагательными,
наречиями.
Не с глаголами и деепричастиями.
1
Слитное и дефисное написание именных частей
речи и наречий
Слитное, дефисное и раздельное написания
приставок в наречиях
Контрольная работа №2 по теме «Слитное,
раздельное написание слов разных частей речи »
Анализ теста. Различение приставки ни- и слова
ни.
Правописание производных предлогов и союзов.
Смысловые, грамматические и орфографические
отличия союзов чтобы, также, тоже, от созвучных
сочетаний слов.
1
Употребление дефиса в словах разных частей речи.
1
Роль смыслового и грамматического анализа при
выборе строчной или прописной буквы.
1
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Итоговая контрольная работа
1
1
Анализ контрольной работы. Трудные случаи
орфографии. Рекомендации на лето.
1
1
1
Проверочная
работа
1
1
Контрольный
тест
1
1
1
Проверочный
тест
Контрольная
работа
Тематическое планирование учебного предмета «Русское правописание: орфография и
пунктуация» для 11 класса на 2019 - 2020 учебный год
№
Раздел
1
Речевой этикет
письменном
общении (2ч.)
2
3
4
Тема урока
Колво
часов
в Речевой этикет как правило речевого 1
поведения.
Особенности речевого этикета
1
русской
пунктуации: 1
Пунктуация
как Принципы
смысловой,
система
правил грамматический,
расстановки знаков интонационный.
препинания (3ч.)
Разделы русской пунктуации.
1
Основные функции пунктуационных 1
знаков.
Предложение
и
его
основные 1
признаки;
интонация
конца
предложения
Знаки препинания Знаки препинания между членами 1
внутри
простого предложения
предложения(13ч.)
Знаки
препинания
между 1
однородными членами предложения.
Интонационные и пунктуационные 1
особенности
предложений
с
обобщающими
словами
при
однородных членах.
Однородные
и
неоднородные 1
определения
Обособленные члены предложения
1
Обособленные определения
1
Обособленные приложения
1
Обособленные обстоятельства
1
Обособленные дополнения
1
Уточняющие,
пояснительные
и 1
присоединительные
члены
предложения.
Сравнительный оборот
1
Вводные слова.
1
Предложения с обращениями
1
Знаки препинания Грамматические и пунктуационные 1
между
частями особенности сложных предложений.
Виды сложных предложений
сложного
предложения (8ч.)
Знаки препинания между частями 1
ССП.
Употребление знаков препинания 1
между частями СПП.
Кол-во
контрольных,
практических,
лабораторных
работ
Входное
тестирование
Проверочная
работа
Контрольный тест
5
6
Семантико-интонационный анализ как
основа выбора знака препинания в
БСП.
Грамматико-интонационный
анализ
сложных предложений
Грамматический анализ сложного
предложения с разными связями
Знаки препинания при сочетании
союзов
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания Прямая и косвенная речь
при передаче чужой
речи (3 час)
Оформление на письме прямой речи и
диалога
Разные способы оформления на
письме цитат
Знаки препинания в Связный текст
связном тексте (4ч.)
Поиски
оптимального
пунктуационного варианта с учётом
контекста.
Абзац как пунктуационный знак,
передающий
структурно-смысловое
членение текста
Абзац как композиционный знак
Итоговый урок
1
1
1
1
Пунктуационный
анализ текста
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольная
работа
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)