РП НОО ФГОС ОРКСЭ_ЭП

Савина
Светлана
Павловна

Подписано цифровой подписью: Савина
Светлана Павловна
DN: c=RU, ou=Директор, o=МАОУ СОШ
№197, cn=Савина Светлана Павловна,
email=soch197@eduekb.ru
Местонахождение: г.Екатеринбург,
ул.Крестинского,45
Дата: 2021.02.04 08:17:54 +05'00'
Версия Adobe Acrobat Reader:
2019.010.20098

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
уровень: начальное общее образование

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» для 4-х классов соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту начальному общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 № 373.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами
 Закон «Об образовании» 2013 г.
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. — М.: Просвещение, 2011.
 Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства
РФ (11.09.09).
 Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг.
Программа ОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании
Минобрнауки РФ «Методические материалы…» от 30.04.2010 г. № 03-831 и от
21.05.2010 г. № 03-1032.
 Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового
поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных
программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ).
 Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 «О
введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
«Основы религиозных культур и светской этики», включающего модули «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных
культур» и «Основы светской этики».
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373,
зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на
29.12.2014г.);
Рабочая программа обеспечена учебниками:
1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
православной культуры. 4-5 кл.
Цели:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах
начальной школы отводится 1 ч в неделю. Всего 34 ч
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину;
 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознание ценности человеческой жизни;
 формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
 развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
 развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
 воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
 развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и
рефлексии;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
 развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:
овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
 совершенствование
организационных умений в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и
пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
 знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия —
как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
 знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;


формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
 освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской
культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской
культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
 формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной
и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и
архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
 осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
 формирование умения проводить параллели между различными религиозными
культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
 развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на
произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование общекультурной эрудиции;
 формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.


Содержание учебного предмета:
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную
традицию. Будда и его учение. Буддийский священный канон Трипитака. Буддийская
картина мира. Добро и зло. Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни.
Сострадание и милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в
буддийской культуре и еѐ ценности. Творческие работы учащихся. Обобщающий урок.
Буддизм в России. Путь духовного совершенствования. Буддийское учение о
добродетелях. Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь.
Буддийские праздники. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к
Отечеству.
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии.
Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест.
Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и
сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся.
Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств.
Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство
Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита
Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухаммад — основатель
ислама. Начало пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна.
Вера в Аллаха. Божественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу.
Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во

имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. История ислама в России. Нравственные
ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе. Родители
и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Ценность и польза образования.
Ислам и наука. Искусство ислама. Праздники мусульман. Любовь и уважение к
Отечеству.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и
религия. Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Дарование Торы на горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги
и еѐ устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и
благословения в иудаизме. Добро и зло. Творческие работы учащихся. Иудаизм в
России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с
историей и традицией. Еврейский календарь. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского
народа. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к
Отечеству.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии
мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие
работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг,
свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности
морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм.
Дружба. Что значит быть моральным. Проектная деятельность. Род и семья — исток
нравственных отношений. Нравственный поступок Золотое правило нравственности.
Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы
нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека —
высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил —
добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеѐк нашей речи. В развитии
добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию.
Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив
начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Жизнь священна. Человек рождѐн для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо
себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь
понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки
нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» —
вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как
чело века. Слово, обращѐнное к себе.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».