РП НОО ФГОС Родной язык (русский)_ЭП

Савина
Светлана
Павловна

Подписано цифровой подписью:
Савина Светлана Павловна
DN: c=RU, ou=Директор, o=МАОУ
СОШ №197, cn=Савина Светлана
Павловна, email=soch197@eduekb.ru
Местонахождение: г.Екатеринбург,
ул.Крестинского,45
Дата: 2021.02.04 08:18:53 +05'00'
Версия Adobe Acrobat Reader:
2019.010.20098

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной язык (русский)»
уровень: начальное общее образование

Рабочая программа «Родной язык (русский)»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ СОШ № 197. Основой для разработки
программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского
коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И,
Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития
речи» Соколовой Т.Н.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду
с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка
обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути
дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурноисторическому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на
качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и
профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных
жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку
поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного языка (русского) в начальной школе являются:
•расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
•совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
•включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
•первое знакомство с фактами истории родного языка.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
На изучение учебного предмета «Русский (родной) язык» на уровне начального общего
образования выделяется 67,5 часов: в 1 классе - 16 ч (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели);
во 2—4 классах по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе),
Планируемые результаты освоения учебного курса
1 класс




Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;

































понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда),
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем
наиболее существенные факты.
2 класс
Личностные:




































У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической
формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
типы текстов: повествование, описание
уметь:




































распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
определять прямое и переносное значение слова;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
восстанавливать деформированный текст;
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
составлять планы различных видов.
3 класс
Личностные результаты:
формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области языкознания;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит
соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Уметь донести свою позицию до собеседника;
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б)
учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу
проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
















изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы,
пословицы, загадки, фразеологизмы;
типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
структуру текста рассуждения
уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
определять тему текста и основную мысль;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
определять грамматические значения заимствованных слов;
строить словообразовательные цепочки.
4 класс





















Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;




















строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический;
особенности эпистолярного жанра;
типы текстов;
основные элементы композиции текста.

уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,
мимика, телодвижения, интонацию);
 выразительно читать небольшой текст по образцу;
 определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
 вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,
используя соответствующие этикетные формы;
 быть хорошим слушателем;
 определять лексическое значение слова;
 отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
 редактировать предложения;
 определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
 сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
 распознавать типы текстов;
 устанавливать связь основных элементов композиции текста;
 распознавать стили речи.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы)
соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа
включает в себя следующие разделы:
1. Секреты речи и текста.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Русский язык: прошлое и настоящее.





Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской
культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями
позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории,
материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о
закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в
современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования.
«Родной язык (русский)» в 1-м классе
Раздел 1. Секреты речи и текста
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по
заданной теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма
устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопросуточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Слово и его значение
Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т. д.).
2. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и
т. д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
«Родной язык (русский)» во 2 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг);
2)слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка,
бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова,

называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную
форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы;
пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять
лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном
значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса
значения.
Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из
данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при
составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Типы текстов: описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога
(например, как выразить несогласие; как убедить товарища).
Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения
слова.
«Родной язык (русский)» в 3 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие
город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик,
полицмейстер, мастеровой );
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма
(например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева,
передник, кокошник, кичка, сорока, подзатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один
салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарѐм синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка:

метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с
элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение
составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учѐтом речевой
ситуации.
«Родной язык (русский)» в 4 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста,
око, шуйца, десница);
3. слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кольчуга,
шлем, науши, бармица);
4. слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д.)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова
(например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая
сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное
значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная
характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически
окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой),
художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов,
составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение
конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и
грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия,
кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте,
составлять текст заданной композиционной структуры.

Предмет

Класс

Родной язык (русский)

1

Раздел

Описание
раздела

Раздел 1. Секреты речи и текста.6 ч

Раздел 2. Язык в действии. 5 ч

Раздел 3. Русский язык: прошлое и
настоящее. 5 ч

Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И,
Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А
Тема урока
Как люди общаются друг с другом.
Вежливые слова.
Как люди приветствуют друг друга.
Зачем людям имена.
Спрашиваем и отвечаем.
Практикум. Сравниваем тексты.
Выделяем голосом важные слова.
Как можно играть звуками.
Где поставить ударение.
Как сочетаются слова.
Наблюдение за сочетаемостью слов.
Как писали в старину.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Дом в старину: что как называлось.
Во что одевались в старину.
Имена в малых жанрах фольклора. Проект.Словарь в картинках.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предмет
Родной язык (русский)
Раздел
Раздел 1. Русский
язык: прошлое и
настоящее 9 ч.

Раздел 2. Язык в
действии 5ч

Раздел 3. Секреты
речи и текста 3 ч

Класс
2
Описание раздела

Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой
М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А
Тема урока

По одѐжке встречают…
Ржаной хлебушко калачу дедушка
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
Каша – кормилица наша
Любишь кататься, люби и саночки возить
Делу время, потехе час
В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит
Представление результатов выполнения проектных
заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная
игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так
называется?»
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы ?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли всказках и стихах необычное ударение?
Учимся вести диалог
Составляем развѐрнутое толкование значения слова.
Устанавливаем связь предложений в тексте.

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Создаѐм тексты инструкции и тексты повествования.

Родной язык
(русский)

3

Раздел

Описание раздела

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и
настоящее 10 ч.

Раздел 2. Язык в
действии 5ч

Раздел 3. Секреты
речи и текста 2 ч

Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И.,
Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю.,
Рябининой Л.А.
Тема урока
Где путь прямой, там не езди по кривой.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Сошлись два друга - мороз да вьюга.
Ветер без крыльев летает.
Какой лес без чудес.
Дело мастера боится.
Заиграйте, мои гусли...
Что ни город, то норов.
У земли ясно солнце, у человека - слово.
Для чего нужны суффиксы?
Какие особенности рода имѐн существительных есть в
русском языке?
Все ли имена существительные "умеют" изменяться по
числам?
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Создаѐм тексты рассуждения.
Создаѐм тексты повествования. Учимся редактировать
тексты.

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предмет

Класс

Родной язык
(русский)

4

Раздел

Описание раздела

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и
настоящее
6ч

Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И.,
Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю.,
Рябининой Л.А.
Тема урока

Кол-во
часов
1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться
1
Вся семья вместе, так и душа на месте
1
Красна сказка складом, а песня – ладом
1
Красное словцо не ложь
1

Раздел 2. Язык в
действии 4 ч

Язык языку весть подаѐт
Представление результатов проектных заданий,
выполненных при изучении раздела

1
1

Трудно ли образовывать формы глагола?
1
Можно ли об одном и том же сказать по разному?
1

Раздел 3. Секреты
речи и текста 7 ч

Как и когда появились знаки препинания?
Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать
по-разному?»

1
1

Задаѐм вопросы в диалоге

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль
текста

1
1

Учимся составлять план текста
1
Учимся пересказывать текст
1
Учимся оценивать и редактировать тексты
1
Проект «Пишем разные тексты об одном и том же»
Представление результатов выполнения проектного
задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».