Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
Самообследование МАОУ СОШ № 197 Чкаловского района города Екатеринбурга
проводилось в соответствии с Порядком проведения самообследования образовательной
организацией, утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 14
июня 2013 г. No 462, Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013
г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации,
подлежащей самообследованию», а также Приказом Минобрнауки России от 14.12.2017
№1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной
организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от14 июня 2013 №462».
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о
результатах самообследования. Самообследование проводилось в феврале-марте 2021
года.
Структура отчета о результатах самообследования
МАОУ СОШ № 197 Чкаловского района города Екатеринбурга
Общие сведения об образовательной организации
I.
Аналитическая часть
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
II.
Оценка образовательной деятельности
Структура образовательной организации и система управления
Содержание и качество подготовки обучающихся
Организация учебной деятельности
Востребованность выпускников
Качество кадрового обеспечения
Качество учебно-методического обеспечения и библиотечноинформационного обеспечения
Качество материально-технической базы
Функционирование внутренней системы оценки качества образования
Анализ показателей деятельности организации
2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
Общие сведения об образовательной организации
Наименование образовательной
организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197 (МАОУ СОШ № 197)
Местоположения
(географические координаты)
Широта 56° 78' 90,01''; долгота 60° 63' 10,31'';
высота над уровнем моря - 242 метра
Руководитель
Савина Светлана Павловна
Адрес организации
620089, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 45
Телефон, факс
Телефоны: 8(343)218-98-65; факс: 8(343)218-98-65
Адрес электронной почты
E-mail: mou197@gmail.com
Сайт школы
Сайт: http://школа197.екатеринбург.рф/
Учредитель
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга.
620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а
Непосредственная организация и
координация деятельности
МАОУ СОШ № 197
Управление образования Чкаловского района города Екатеринбурга.
620085, г. Екатеринбург, ул. Крестинского,13а.
Дата создания
16.08.1995 г.
Лицензия
Серия 66Л01 № 0000319 н осуществление образовательной деятельности
от 11.03.2012 года № 16934
Свидетельство о
государственной аккредитации
От 18.05.2015 № 8336, серия 66 АО1 № 0001651; срок действия:
до 18 мая 2027 года
МАОУ СОШ № 197 (далее – Школа) расположена в микрорайоне Ботанический
Чкаловского района города Екатеринбурга. Большинство семей обучающихся проживают
в домах типовой застройки: 81 процент − рядом со Школой, 19 процентов − в
близлежащих микрорайонах Вторчермет, Уктус, Автовокзал, Елизавет.
МАОУ СОШ № 197 расположена в центре Чкаловского района, на пересечении
улиц Крестинского и Тбилисский бульвар. Находящиеся вблизи транспортные развязки
очень удобны для проезда к школе: трамвай 34 и 5 маршрутов (остановка «Дирижабль»),
троллейбус 15 и 20 маршрутов, маршрутное такси 030, 38, 042, 056, 077 (остановки
«Тбилисский бульвар», «Академика Шварца»), метро (остановка «Ботаническая»).
Остановки городского транспорта расположены от школы от 200 метров (троллейбус,
автобус, маршрутное такси) до 500 метров (трамвай, маршрутное такси, метро).
В микрорайоне школы расположены детская музыкальная школа №16, два детских
Дома творчества, две библиотеки, развлекательные центры «Дирижабль», «Глобус»,
«Мегаполис».
Школа № 197 входит в образовательный комплекс Чкаловского административного
района города Екатеринбурга, включающий в себя 25 общеобразовательных учреждений,
в том числе 8 с повышенным статусом обучения, 2 учреждения дополнительного
образования детей.
В Чкаловском районе созданы условия для занятий спортом: функционируют
3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
физкультурно-оздоровительный комплексы «Чкаловский», «Лидер», 3 стадиона, 5
футбольных полей, 5 лыжных баз, 8 плавательных бассейнов, 1 стрелковый тир,
открываются дворовые спортивные комплексы.
Основным видом деятельности Школы является реализация общеобразовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также
Школа реализует образовательные программы дополнительного образования детей.
4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
I. Аналитическая часть
1.1. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Конституцией Российской Федерации; Конвенцией о правах ребенка;
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего,
основного общего и среднего общего образования; СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»; Приказом Минобрнауки РФ от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении
показателей, характеризующих общие критерии качества деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность» (НОКО) и другими нормативными
правовыми актами, которые регулируют деятельность образовательных организаций;
Уставом Школы и основными образовательными программами, локальными
нормативными актами Школы.
Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок
освоения основной образовательной программы начального общего образования
(реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на 5-летний нормативный срок освоения
основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС
ООО), 10–11-х классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной
программы среднего общего образования (реализация ФГОС СОО).
В 2021 году в результате введения ограничительных карантинных мер в отдельных
классах в связи с распространением коронавирусной инфекции часть образовательных
программ пришлось реализовывать с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и
региональные информационные ресурсы, в частности, платформы «Учи.ру»,
«Сферум», Российская электронная школа.
Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения
образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении
результативности образовательной деятельности в начальной и основной школе. Причину
данной ситуации видим в следующем:
недостаточное
внимание
родителей
(законных
представителей)
обучающихся при организации домашней обстановки, способствующей успешному
освоению образовательных программ;
не
успешность
работников
Школы
в установлении полноценного
взаимодействия с родителями, проведении достаточных разъяснений о включенности в
дистанционные занятия и значимости их для обучающихся.
Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2022 год
предусмотрены мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, эти мероприятия
включены в план ВСОКО.
Воспитательно-профилактическая работа
В 2021 году Школа провела работу по профилактике употребления психоактивных
веществ, формированию здорового образа жизни и воспитанию законопослушного
5
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
поведения обучающихся. Мероприятия проводились с участием обучающихся и их
родителей и законных представителей. Проведены обучающие онлайн-семинары для
учителей специалистами центра «Диалог» по вопросам здорового образа жизни, по
вопросам неадекватного состояния обучающихся. Проводилась систематическая работа с
родителями по разъяснению уголовной и административной ответственности за
преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков,
незаконным потреблением наркотиков и других ПАВ.
За отчетный период обучающиеся МАОУ СОШ № 197 приняли участие в
профилактических мероприятиях:
Таблица 1. Профилактические мероприятия
№
1.
2.
3.
4.
5.
Название мероприятия. Тема. Направленность
«Мы ждем тебя в реальности!» (профилактика экранной
зависимости, безопасного поведения в интернете)
Месячник гражданско-правового воспитания: классные часы,
круглые столы, военно-патриотическая игра «Зарница», конкурс
творческих работ, конкурс проектов.
«Защити город от наркотиков»
(профилактика употребления
ПАВ среди несовершеннолетних: акция – «Расскажи – где
торгуют смертью?»; встреча с сотрудниками ОП ПДН на тему
«Ответственность:
уголовная,
административная
при
употреблении, распространении, хранении наркотических
веществ»
«ЕКБ: выбор в пользу жизни!» (пропаганда трезвого образа
жизни,
профилактика
алкоголизма:
Классные
часы,
дистанционные родительские собрания)
«Защити город от наркотиков»
(профилактика употребления
ПАВ среди несовершеннолетних)
Период
проведения
02.02.2021
Количество
участников
1-11 классы
Февраль
2021
1-11 классы
0914.03.2021
5-11 классы
10.09.2021
1000 (1-11
класс)
04.10.2021
5-11 классы
(560
человек)
1-11 класс
(1100
человек)
5-11 классы
(600
человек)
1-11 классы
6.
Екатеринбург-город,
свободный
от
табачного
(профилактика табакокурения несовершеннолетних)
дыма
19.11.2021
7.
«Знаю и не боюсь» (профилактика ВИЧ-инфекции и других
социально
обусловленных
заболеваний
среди
несовершеннолетних)
Международный день волонтера «Здоровая инициатива.
Молодые – молодым!» (поддержка добровольчества)
«Права и обязанности ребенка в семье». Классный час. Беседа с
обучающимися
01.12.2021
8.
9.
05.12.2021
Декабрь
2021 года
5-11 класс
(567
учеников)
В школе работает Совет профилактики. В 2021 году состоялись десять заседаний.
Приняли участие в работе 3 работника администрации. 18 педагогических работников, 12
представителей Совета родителей. Приглашались на заседания: 6 несовершеннолетних, 6
законных представителей.
На различных формах учета на 3112.2021 г. в МАОУ СОШ № 197 состоят обучающиеся:
ВШК – 5 чел.,
ТКДН и ЗП – 0 чел.,
ОП ПДН № 12 – 1 чел.,
СОП – 0 чел..
В 2021 году сняты с профилактического учета 7 обучающихся, из них 5 - закончили
обучение, 1 - переведен в другое ОУ, 1 – по причине исправления поведения.
6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
Дополнительное образование
Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности:
естественнонаучное; техническое; художественное; физкультурно-спортивное; туристскокраеведческое. Выбор направлений осуществлен на основании опроса обучающихся и
родителей. По итогам опроса 956 обучающихся и 548 родителей выявили, что
естественно-научное направление выбрало 24 процентов, туристско-краеведческое – 15
процентов, техническое – 8 процентов, художественное – 15 процентов, физкультурноспортивное – 28 процентов.
В 2021 году пришлось частично ввести дистанционные занятия по программам
дополнительного образования. Учет родительского мнения показал, что почти половина
родителей (законных представителей) обучающихся не удовлетворены подобным
форматом занятий по дополнительному образованию.
Анализ данных по вовлечению детей в занятия дополнительного образования
указывает на рост показателя по охвату внеурочной деятельностью, но, в то же время,
снижение посещаемости в связи с частичным переходом на дистанционный режим,
особенно по программам технической и физкультурно-спортивной направленности, что
является закономерным.
Для реализации дополнительного образования реализованы бюджетные кружки:
хор, вокальная студия «Ля мажор», «Детский спортивно-танцевальный клуб «Екатерина».
Также в школе доступны различные формы внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительное направление: «Разговор о правильном питании»,
школьный спортивный клуб «Саламандра»; спортивные секции: группа ОФП, волейбол,
баскетбол, футбол, аэробика, кёкусинкай каратэ; Социальное направление: акции
«Помоги природе», «Подари радость детям», «Доброе дело»; «Мы вместе», «Мой мир»,
«Азбука общения», «Осознанный выбор профессии», «Экологический десант»,
волонтерский отряд, «Твой выбор».
Общеинтеллектуальное направление: «Учусь учиться», «От пешки до короля»,
«Путешествие в книжное царство», «Я – исследователь», «Клуб любителей английского
языка», «Химические реакции вокруг нас», «Путешествие по странам изучаемого язык»,
«Краеведение», «История Урала», «Занимательная история», «Увлекательная
математика», «Основы деловой коммуникации».
Общекультурное направление: «Школьный кинокружок», «Музыка и волшебство»,
«История», «Музейное дело». «Краеведение», «Мы и наш мир».
Духовно-нравственное и патриотическое направление: военно-патриотическое
объединение «СПЕЦНАЗ – ЮНИОР», курсы «Растём патриотами России», «Я и мир
вокруг меня», «Я и мое Отечество», «Растем патриотами», «Культура воспитания и
этикет», «Мой город, моя родина».
Диаграмма 1. Удовлетворенность услугами дополнительного образования
7
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
100
80
60
2019
40
2020
20
2021
0
УдовлетвореныНеудовлетворены
Не пользуемся услугами допобраз
1.2. Оценка системы управления организацией
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Таблица 2. Органы управления, действующие в Школе
Наименование
органа
Функции
Директор
Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных
подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет общее руководство Школой
Рассматривает предложения Учредителя и Руководителя школы о:
развитии образовательной организации;
Наблюдательный совет
финансово-хозяйственной деятельности;
материально-техническом обеспечении
Педагогический совет
Общее собрание
работников
Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том
числе рассматривает вопросы:
развития образовательных услуг;
регламентации образовательных отношений;
разработки образовательных программ;
выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания;
материально-технического обеспечения образовательного процесса;
аттестации, повышения квалификации педагогических работников;
координации деятельности методических объединений
Реализует право работников участвовать в управлении образовательной
организацией, в том числе:
участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового
распорядка, изменений и дополнений к ним;
принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность
образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников;
разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией
образовательной организации;
вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации,
совершенствованию ее работы и развитию материальной базы
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создан Методический
совет и шесть предметных методических объединения: филологических наук:
8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
лингвистики и социально-экономических дисциплин; естественно-научных дисциплин;
математических дисциплин; объединение педагогов начального образования; здорового
образа жизни.
В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет обучающихся и Совет
родителей.
По итогам 2021 года система управления Школой оценивается как эффективная,
позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений.
В следующем году изменение системы управления не планируется.
В 2021 году систему управления внесли организационные изменения в связи с
дистанционной работой и обучением. В перечень обязанностей заместителей директора
добавили организацию контроля за созданием условий и качеством дистанционного
обучения. Определили способы, чтобы оповещать учителей и собирать данные, которые
затем автоматически обрабатывали и хранили на виртуальных дисках и сервере Школы.
1.3.
Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Таблица 3. Статистика показателей контингента обучающихся за 2019–2021 годы
№ п/п
Параметры статистики
2019 год
2020 год
2021 год
1
Количество детей, обучавшихся на конец учебного
года, в том числе:
1149
1154
1158
– начальная школа
527
490
492
– основная школа
548
567
591
– средняя школа
74
97
75
– начальная школа
0
0
0
– основная школа
0
0
0
– средняя школа
0
0
0
– об основном общем образовании
0
0
0
– среднем общем образовании
0
0
0
– в основной школе
8
4
1
– средней школе
1
4
7
2
3
4
Количество учеников, оставленных на повторное
обучение:
Не получили аттестата:
Окончили школу с аттестатом
особого образца:
Контингент обучающихся стабилен, движение обучающихся происходит по
объективным причинам и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы.
Алфавитная книга и книга приказов по движению обучающихся оформляется в
9
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
соответствии с требованиями. К книгам прилагается папка с заявлениями родителей и
справками на выбытие обучающихся.
Учебный план начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования в 1-11 классах реализуется в полном объёме.
Таблица 4. Уровень учебных достижений обучаемых
Год
2019
2020
2021
Качество освоения образовательных программ, %
2-4
5-9
10-11
Итого по школе
61,4
35,0
48,0
48,1
61,4
41,6
38,8
47,2
61,3
34,5
37,3
47,0
Приведенная статистика показывает, что наблюдается стабильность успешного
освоения основных образовательных программ, при этом растет количество обучающихся
Школы. В сравнении результаты освоения обучающимися программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего основания в 20182021 годах по показателю «успеваемость» стабильны (процент – 100%), по показателю
«качество» закономерно снизилось в связи с многочисленным поступлением в Школу
детей из семей мигрантов из Азии, плохо владеющих русским языком, и частичным
дистанционным обучением, связанном с ограничительными мерами по коронавирусу.
Несмотря на увеличение количества обучающихся по школе в целом, приток
обучающихся, для которых русский язык является не родным, увеличение количества
обучающихся с ОВЗ - процент качества остаётся стабилен. Для успешности обучения в
школе созданы специальные условия для обучающихся мигрантов, позволяющие
адаптироваться в новой языковой среде, организованы индивидуальные занятия.
Анализ учебных достижений обучающихся на уровне
начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования показывает,
что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая,
слаженная работа всего педагогического коллектива школы. А именно: комплексное
изучение личности обучающихся, сотрудничество с родителями (законными
представителями) обучающихся, осуществление дифференцированного и личностного
подхода, привлечение специалистов: учителей – логопедов и педагогов-психологов,
сопровождение обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательной
программы педагогическим консилиумом школы, индивидуальная работа в процессе
обучения.
Школьный сайт был основным ресурсом организации учебной деятельности
обучающихся тех классов, которые были выведены на дистанционное обучение. В разделе
«Дистанционное обучение» были размещены: нормативные документы, расписание
онлайн уроков и внеурочных занятий, ссылки на платформы для дистанционных занятий
и инструкции для их установки и работы с ними, электронные образовательные ресурсы,
ссылки на 35 порталов для изучения всех учебных дисциплин 1-11 классов в
индивидуальном режиме, ссылки на порталы для организации учебной деятельности
детей с ОВЗ, организации досуга и отдыха, а также советы психолога ученикам, педагогам
и родителям как сохранять спокойствие в период пандемии. Чтобы снизить
10
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
напряженность среди родителей и обеспечить доступ учеников к дистанционному
обучению, администрация школы выяснила технические возможности семей, а затем
обеспечила детей школьным оборудованием. Решение этой задачи в полном объеме
позволило создать предпосылки для обеспечения доступа обучающихся школы к
различным современным информационным образовательным ресурсам посредством
Интернета. Совещания с педагогическим коллективом организованы через платформу
Zoom.
Также сайт школы поддерживал горячую телефонную линию, чтобы собрать
информацию о проблемах в организации и качестве дистанционного обучения. За период
дистанционного обучения в марте-мае поступило 37 обращений, большинство из которых
были связаны с вопросами качества оказания интернет-услуг провайдерами (скорость
соединения, нагрузка на платформу «Сетевой город»). В сентябре-октябре 2020 года
количество обращений родителей по вопросам организации дистанционного обучения
сократилось до 5.
Для освоения ООП во время самоизоляции в школе, исходя из имеющихся
условий, потребителю было предоставлено два формата: онлайн-уроки и видеозаписи
готовых уроков с использованием сайта школы для самостоятельного просмотра.
Мониторинг удовлетворенности предоставляемыми услугами показал достаточную
вовлеченность родителей в образовательную деятельность детей и понимание
ответственности за качественное их образование.
Чтобы родители смогли качественно организовать образовательную деятельность
детей в привычном режиме во время дистанционного обучения, для них проводились
консультации, оказывалась методическая и техническая помощь учителями и
специалистами школы.
Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам реализации
образовательной программы в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении
результатов образовательной деятельности, особенно в старших классах. Причина:
недостаточный контроль родителей за режимом школьника, отсутствие педагогических
компетенций у родителей и недостаточное представление о физиологии подростка и
организации режима его труда.
Деятельность педагогов Школы направлена на обеспечение выполнения
Муниципального задания и устойчивости динамики качества освоения образовательных
программ обучающимися на уровне начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования. Педагоги Школы прилагают много сил для
преодоления трудностей в освоения программы вновь принятых обучающихся и
обучающихся с ОВЗ. Создают условия для сохранения контингента обучающихся.
Проанализировав результаты освоения ООП НОО, ООО, СОО за 2021 год, следует
отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей
потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями. Целенаправленно ведется совместная работа методических объединений
по вопросам преемственности.
В Школе ведется профилактическая работа по предупреждению неуспеваемости
согласно плана работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, который
включает в себя диагностическое, коррекционное, консультативное и просветительское
направления. Педагогами - психологами проводится диагностика данной группы
11
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
обучающихся. По результатам данных диагностик ведётся коррекционно - развивающая
работа специалистами Школы, и в парах наставничества «ученик - ученик», «ученик учитель».
Совместно с классными руководителями и учителями - предметниками проводится
изучение познавательных интересов и реализовываются программы по устранению
причин школьной неуспешности и по развитию познавательных интересов. В школе
проходят Дни профилактики привлечением родительской общественности. Классными
руководителями ведётся систематический учет пропусков учебных занятий.
Для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья,
в целях
обеспечения реализации права на образование, организовано обучение по
адаптированным образовательным программам начального общего образования,
основного общего образования. Разработаны и внедрены программы на уровне
начального общего образования и основного общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития, вариант 7.1., 7.2., для детей с тяжёлыми нарушениями
речи, вариант 5.1.,5.2. Организована коррекционно - развивающая работа. Обеспечены
условия для обучения, воспитания, адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ.
Осуществляется формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения ФГОС. Осуществляется обучение различным профилям труда с учетом
психофизических особенностей детей, местных условий. Созданы условия для
максимального развития обучающихся. Осуществляется обучение по индивидуальному
учебному плану.
В школе функционирует психолого-педагогический консилиум, основной задачей
которого является раннее выявление обучающихся, имеющих трудности в освоении
программы. Организовано сопровождение обучающихся Педагогическим консилиумом
школы. Проводятся коррекционные занятия с педагогом-психологом и учителем –
логопедом. Организованно обучение по индивидуальным учебным планам на дому, на
уровне начального общего образования, основного общего образования, обеспечивающих
освоение образовательных программ на основе индивидуализации её содержания с учётом
особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся.
Школа осуществляет сетевое взаимодействие с дошкольными образовательными
организациями. Ведётся обучение по дополнительной общеразвивающей программе
«Стартовая школа» для дошкольников. Проводится мониторинг контингента будущих
первоклассников. Проводятся Дни открытых дверей. Ведётся страничка «Будущим
первоклассникам» на сайте образовательной организации.
В 2021 году Школа продолжает успешно реализовывать рабочие программы
«Второй иностранный язык (немецкий)», «Родной язык (русский)», «Родная литература на
русском языке», которые внесли в основные образовательные программы основного
общего и среднего общего образования в 2016 году.
В 2021 году учащиеся 9-х классов успешно сдали итоговое собеседование по
русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам
испытания все получили «зачет» за итоговое собеседование.
В 2021 году для учеников 5–9-х классов были проведены всероссийские
проверочные работы, чтобы определить уровень и качество знаний за предыдущий год
обучения. Всеми учителями-предметниками и администрацией школы был проведен
12
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
анализ ВПР в 5-9 классах по учебным предметам в разрезе школы, каждой параллели,
каждого класса, каждого обучающегося, который выявил ряд проблемных «зон».
Основная проблема - это пробелы в знаниях обучающихся. Результаты
проведенного
анализа
заставляют
еще
раз
указать
на
необходимость
дифференцированного подхода в процессе обучения для того, чтобы иметь реальные
представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель,
которую он может реализовать. В целом, наибольшую сложность, вызывают задания на
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при
моделировании экспериментов. У ребят слабо развит социальный кругозор, вызывают
затруднения задания по предметам история, география, биология, окружающий мир,
обществознание, связанные с регионом проживания. В процессе анализа сделан вывод о
том, что ребята очень мало читают, особенно это касается дополнительной литературы по
предметам. А это влияет и на понимание усложненных заданий, т.к. дети, в основном,
стараются работать по алгоритму, отработанному на уроках.
Школа первый год вошла в перечень образовательных организаций, в которых по
результатам статистического анализа выполнения всероссийский проверочных работ
(ВПР) были выявлены признаки необъективности полученных результатов. Маркеры
ФИОКО необъективных результатов: завышенные результаты по русскому языку 5 класс.
Вторая проблема – это необъективность проверки работ ВПР учителямипредметниками, так как они не получили качественного инструктажа перед проверкой.
Для решения данной проблемы и с целью проверки объективности оценивания была
организована повторная перепроверка всех работ ВПР. Перепроверка работ показала, что
подходы педагогов к критериям проверки разные. Педагоги испытывают затруднения по
четкому использованию критериев для оценивания заданий, особенно по русскому языку,
истории, окружающему миру. Проведен проблемный анализ по результатам
статистических данных по выявленным признакам необъективности, запланированы,
затем проведены профилактические мероприятия. Заместитель директора направлен на
курсы
повышения
квалификации.
Руководителям
школьных
методических
объединений было рекомендовано:
спланировать коррекционную работу, чтобы устранить пробелы;
организовать повторение по темам, проблемным для класса в целом;
провести индивидуальные тренировочные упражнения по разделам учебного
курса, которые вызвали наибольшие затруднения;
организовать на уроках работу с текстовой информацией, что должно
сформировать коммуникативную компетентность школьника: погружаясь в
текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и
использовать ее в своей работе;
совершенствовать навыки работы учеников со справочной литературой.
Повторная диагностика в виде контрольной работы по типу ВПР показала
положительную динамику: 90% учеников справились с заданиями, которые вызвали
затруднения на ВПР.
Результаты сдачи ЕГЭ в 2021 году.
Обязательным экзаменом для получения аттестата был русский язык. Последние
несколько лет математика разделилась на базовый уровень и профильный уровень, но в
13
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
этом году базовой математики не было. В 2021 году увеличилось количество сдающих
биологию, историю, информатику, физику, английский язык, химию, обществознание,
литературу. Экзамен по географии не выбирают последние два года.
Количество участников ЕГЭ, которые не преодолели минимальный порог по
предметам:1 человек по профильной математике, 4 по биологии, 1 по истории,1 по
информатике, 1по физике, 1 по химии и 2 человека по обществознанию.
Средние баллы ЕГЭ по предметам: русский язык – 71, математика (профиль) – 57,
биология-39, история – 49, информатика и ИКТ – 60, физика – 56, английский язык – 68,
химия – 43, обществознание – 60,литература – 54.
Количество высокобальников: по русскому языку увеличилось на 3 и составило 12,
по обществознанию количество осталось без изменения, уменьшилось по профильной
математике с 7 до 1, по информатике с 2 до 1, по английскому языку и физике
высокобальников не стало. Самые высокие баллы по предметам: русский язык – Еремина
Юлия, 96 баллов, (Борцова В.М.); математика (профиль) – Соловьянова Диана,82 балла,
(Новикова Л.Н.); биология – Аксентьева Ксения, 55 баллов, (Тарасова Н.Н.); история Борисов Кирилл,69 баллов, (Лесняк Т.Г.); физика – Лохнев Артём, 78 баллов, (Кузьмин
А.А.); английский язык – Еремина Юлия,76,баллов, (Бунькова К.С.); химия – Аксентьева
Ксения,55 баллов, (Чиликова С.А.); обществознание – Еремина Юлия, 95 баллов, (Лесняк
Т.Г.); информатика и ИКТ – Панявин Кирилл,88 баллов, (Хусаинова Л.Ф.); литература –
Хивинцева Ангелина, 54 балла, (Борцова В.М.).
Количество выданных аттестатов – 53, из них 7 аттестатов с отличием. Количество
поданных апелляций - 6, все удовлетворены (1- по математике с увеличением баллов на 6,
по истории 1 с увеличением на 1 балл, 4 по обществознанию, из них 3 на 1 балл, 1 на три
балла). Поступление выпускников 11-х классов: 40 человек в ВУЗы, из них 17 бюджет и
23 внебюджет, 10 человек в колледж, 3 человека не продолжат обучение.
Управленческие решения, принятые администрацией Школы доведены до
педагогов.
Анализ результатов ОГЭ в 2021 году.
В 2021 году было 2 обязательных предмета для получения аттестата: русский язык
и математика. Все 99 обучающихся, допущенных к ОГЭ, успешно справились с
экзаменами. Средний балл по русскому языку 4, средний балл по математике – 3,2.
Количество высокобальников по русскому языку – 22, по математике – 2.
Количество выданных аттестатов – 99, из них 1 аттестат с отличием. Поступление
выпускников 9-х классов: 31 человек остались в нашей школе, 5 перешли в другие
школы, 58 человек в колледж, 4 человека не продолжат обучение.
Педагогам предложено организовать работу с «группой риска» для
целенаправленной подготовки к ГИА - функционирование центров учителейпредметников ответственности по работе со слабоуспевающими обучающимися 9-х
классов, уделить особое внимание качественной работе со слабоуспевающими
обучающимися, сместив акценты на качество подготовки к ОГЭ-2022 года, разработав для
каждого обучающегося индивидуальные карты подготовки к ГИА.
1.4. Оценка организации учебного процесса
14
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий,
учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными
нормативными актами школы.
В МАОУ СОШ № 197 43 класса: 1 уровень – 18 классов, 2 уровень – 22 класса, 3
уровень – 3 класса. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по
пятидневной учебной неделе. Занятия проводятся в две смены для обучающихся 2-3-х и 58-х классов, в одну смену – для обучающихся 1-х, 4-х, 5-х, 9-11-х классов. В соответствии
с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала работы
образовательных организаций города Екатеринбурга в 2021-2022 учебном году Школа:
1. Уведомила управление Роспотребнадзора по городу Екатеринбурга о дате
начала образовательного процесса;
2. Разработала графики входа учеников через четыре входа в учреждение,пятый
вход – для входа сотрудников;
3. Подготовила новое расписание со смещенным началом урока и каскадное
расписание звонков, чтобы минимизировать контакты учеников;
4. Закрепила классы за кабинетами;
5. Составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов и рекреаций;
6. Подготовила расписание работы столовой и приема пищи с учетом
дистанцированной рассадки классов, учеников к накрыванию в столовой не
допускали;
7. Разместила
на
сайте
школы
необходимую
информацию
об
антикоронавирусных
мерах,
ссылки
распространяли по официальным
родительским группам в WhatsApp;
8. Использует бесконтактные термометры, тепловизоры – два стационарных на
главные входы, один ручной, рециркуляторы передвижные и настенные для
каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук,
маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки. Запасы
регулярно пополняются, чтобы их хватало на два месяца.
1.4. Оценка востребованности выпускников
Количество выданных аттестатов выпускникам 9-х классов – 99, из них 1 аттестат с
отличием. Поступление выпускников 9-х классов: 31 человек остались в нашей школе, 5
перешли в другие школы, 58 человек поступили в колледжи, 4 человека не продолжают
обучение.
Количество выданных аттестатов выпускникам 11-х классов – 53, из них 7 «За
особые успехи в учении». Поступление выпускников 11-х классов: 40 человек поступили
в ВУЗы, из них 17 обучаются на бюджетной основе и 23 - на коммерческой основе, 10
человек поступили в колледжи, 3 человека не продолжают обучение.
В 2021 году увеличилось число выпускников 9-го класса, которые продолжили
обучение в колледжах города и региона.
Количество выпускников, поступающих в ВУЗ, стабильно растет по сравнению с
общим количеством выпускников 11-го класса.
1.6. Оценка качества кадрового обеспечения
15
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
В целях повышения качества образовательной деятельности в школе проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального
баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в
его развитии, в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего
законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
повышения уровня квалификации персонала.
Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним
из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо
констатировать следующее:
образовательная деятельность в школе обеспечена квалифицированным
профессиональным педагогическим составом;
в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется
подготовка новых кадров из числа собственных выпускников;
кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной
работы по повышению квалификации педагогов.
Образовательная организация полностью укомплектована педагогическими
кадрами, все педагогические работники соответствуют квалификационным требованиям
профстандарта «Педагог». Квалификация педагогических работников соответствует
тарифно-квалификационным требованиям по должностям работников учреждений
образования Российской Федерации и должностным инструкциям. На период
самообследования в Школе работают 56 педагогических работников: 3 члена
администрации и 53 педагога, из них 5 – внутренних совместителей, 1 – внешний
совместитель. Образовательную деятельность осуществляют 53 педагога, из них 2
человека находятся в отпуске по уходу за ребенком. Имеют высшее образование 41
педагога (2 человека – непрофессиональное высшее образование, прошли
переподготовку), 12 педагогов имеют среднее специальное образование (1 человек –
непрофессиональное, прошел переподготовку), обучаются в ВУЗах – 3 педагога. Все
члены администрации получили дополнительное образование по направлению
«Менеджмент в образовании».
На квалификационные категории аттестованы Аттестованных – 48 чел. / 90,6%, из
них аттестованы на высшую квалификационную категорию 25 чел. / 47,2%, на первую
квалификационную категорию 23 чел. / 43,4%, не имеют категории 5 чел./9,4 %.
В 2021 году очно прошли процедуру аттестации 12 педагогов. При этом впервые
аттестовались на первую квалификационную категорию 2 человека; на высшую
категорию аттестовались – 10 человек, из них подтвердили категорию – 5 человек,
повысили категорию - 5 педагогов.
Специалистами по всесторонней экспертизе профессиональной деятельности
педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационной
категории, являются 8 педагогов школы. Экспертами по профилю профессиональной
деятельности на муниципальном уровне являются 7 педагогов (проверка работ ОГЭ,ЕГЭ,
16
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
ВПР, ДКР, ГКР, РТ), судья по приему нормативов ГТО – 1 педагог, судья 1 категории по
виду спорта «танцевальный спорт» - 1 педагог.
Кадровый состав по возрастным категориям: до 25 лет – 7 педагогов, до 30 лет – 6
педагогов, до 40 лет – 9 педагогов, до 50 лет – 13 педагогов, старше 50 лет – 21 человека,
из них пенсионного возраста – 11 человек.
Кадровый состав по педагогическому стажу: до 3 лет – 5 педагогов, до 10 лет – 11
педагогов, до 20 лет – 9 педагогов, до 30 лет – 13 педагогов, более 30 лет – 18 педагогов.
Важным показателем профессиональных достижений педагогов является
наличие отраслевых наград. По состоянию на 01.06.2021 г. педагоги школы за
профессионализм, качество обучения и воспитания школьников имеют следующие
награды: медаль за перепись населения – 1 человек, «Ветеран труда Российской
Федерации» – 4 человека, «Ветеран труда Свердловской области» – 3 человека, знак
«Отличник просвещения» – 1 человек, Почетный работник Министерства образования
РФ – 1 человек, Почетная грамота Министерства образования РФ – 9 человек, Почетная
грамота Министерства образования Свердловской области – 9 человек, Почетная
грамота Управления образования Администрации города Екатеринбурга – 14 человек,
Грамотой Администрации Чкаловского района награждены – 8 человек.
Курсы повышения квалификации в 2021 году прошли 56 педагогов (100%) по 49
образовательным программам,43 человека прошли курсы по двум и более
образовательным программам. Повышение квалификации педагогических работников
осуществлялось на основе перспективного плана курсовой подготовки с учётом запросов
педагогов, результатов их педагогической деятельности, и с учётом целей и задач,
стоящих перед образовательным учреждением.
Педагогами школы в 2021 году опубликованы 8 печатных работ в средствах
профессиональной массовой информации; проведено 65 открытых уроков в очной и
дистанционной форме; 12 педагогов принимали участие в профессиональных очных и
дистанционных конкурсах педагогического мастерства, из них на городском уровне – 3
участника, на федеральном уровне – 4 победителя, 2 призера, 1 участник; на
международном уровне – 2 победителя.
В рамках методической службы в 2021 году функционировало 6 методических
объединений. Методическая работа в объединениях была направлена на формирование
высокой методологической культуры членов МО. В условиях становления региональной
системы оценки качества образования, особое внимание на заседаниях МО в 2021 году
уделялось вопросам преподавания отдельных трудных тем по предметам, методика
подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ, подготовка к новой форме аттестации педагогов,
изменения ФГОС НОО и ООО, реализация ФГОС СОО, применение дистанционных
технологий при обучении детей с ОВЗ, требования профессионального стандарта к
педагогам.
Повышение профессионального мастерства педагогов школы осуществлялось и
внутри ОО в результате спланированной методической работы. Проведены 6 педсоветов,
из них 2 - тематические педсоветы «Цифровая трансформация как адаптивная концепция
персонализации образовательной деятельности школьника», ««Читательские умения:
идем к высоким результатам».
Педагогическим коллективом школы накоплен богатый опыт реализации учебных
программ по обучению детей из семей мигрантов, и детей с ОВЗ, ведется опытно17
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
экспериментальная работа и инновационная деятельность по теме «Цифровая
трансформация в образовании». Школа является пилотной площадкой по внедрению
цифрового образовательного ресурса «УМК по ЗОЖ». Систематически ведется
мониторинг профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период.
Организовано тестирование педагогов и прохождение курсов повышения квалификации
на разных порталах, в том числе «Единыйурок.ру», в Центре непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических рабоников «Учитель будущего».
В целях повышения уровня профессиональных компетенций молодых учителей,
удовлетворении их потребности в непрерывном образовании и оказания помощи в
преодолении различных затруднений в течение года действовала Школа Молодого
Педагога (ШМП). Были проведены практические семинарские и индивидуальные занятия
в парах наставник-стажёр. Молодые учителя в течение учебного года посещали открытые
уроки опытных педагогов. Все молодые педагоги прошли курсы повышения
квалификации.
В школе реализуются три модели наставничества «ученик-ученик» (50 пар),
«учитель-учитель» (5 пар), «работодатель-студент» (по мере организации педагогической
практики студентов СОПК, УрГПУ, РГППУ, ЕФК, УрФУ).
Школа взаимодействует с партнерами: МАОУ лицей № 180 (реализация части
основной образовательной программы на уровне основного общего образования – курсов
внеурочной деятельности по предмету «Технология»), МАОУ гимназия № 177
(реализация учебного плана), ФГАОУ ВО «УрГГУ» (реализация учебного плана в части
«Индивидуальный проект» и курса внеурочной деятельности «Малая горная академия»).
Дальнейшее развитие кадровых условий образовательного процесса:
диагностика состояния уровня профессиональной компетенции педагогических
кадров, анализ выявленных профессиональных затруднений и карьерных
ориентаций;
планирование и организация обучения педагогов по дополнительным
профессиональным программам (программам повышения квалификации и
программам профессиональной переподготовки);
формирование практик межшкольного партнерства, практик социального
партнерства «Вуз - школа» для повышения профессионального уровня педагогов
школы;
формирование практик коллективной работы в малых творческих группах по
разработке проектов, направленных на профессиональный рост педагогов школы
и эффективность образовательного процесса;
развитие материального стимулирования эффективной работы педагогов
образовательной организации.
1.7. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного
обеспечения
По всем предметам учебного плана разработаны рабочие программы. Рабочие
программы рассмотрены на заседаниях школьных методических объединений и
утверждены директором школы. Структура рабочих программ соответствует требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего, среднего общего образования. Преподавание всех учебных дисциплин
18
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
обеспечено учебниками, педагоги обеспечены учебно-методическими комплектами. В
карантинный период по коронавирусу в рабочие программы были внесены коррективы в
связи с коррективами учебного плана школы.
Общая характеристика библиотечно-информационного обеспечения:
объем библиотечного фонда – 27863 единица;
книгообеспеченность – 100 процентов;
обращаемость – 587 единиц в год;
объем учебного фонда – 15053 единица.
Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, муниципального
бюджетов.
Таблица 5. Состав фонда и его использование
Вид №
литературы
Количество
единиц в фонде
Сколько экземпляров
выдавалось за год
Учебная
1
15053
14191
Педагогическая
2
420
0
Художественная
3
10197
709
Справочная
4
931
72
Языковедение,
литературоведение
5
574
135
Естественно-научная
6
532
38
Техническая
7
120
7
Общественно-политическая
8
36
0
Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в
федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020
№ 254. Зарегистрированных пользователей библиотеки – 1158 человек; посещают – 965
человек; cредний уровень посещаемости библиотеки – 30 человек в день.
В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы – 1720 дисков.
Мультимедийные средства
(презентации,
электронные
энциклопедии,
дидактические материалы) – 300.
Средний уровень посещаемости библиотеки – 30 человек в день.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Отсутствует
финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда
художественной литературы.
VIII. Оценка материально-технической базы
Вид права: оперативное управление.
Здание 3-4 этажное. Здание ОО имеет все виды благоустройства (центральное
отопление, водопровод, канализация), территория вокруг школы ограждена полностью.
Установлено внутреннее видеонаблюдение в количестве 37 камер и внешнее
видеонаблюдение в количестве 11 камер с записью отслеживания на протяжении 30 дней.
Учебные кабинеты и рекреации в 2021 году частично отремонтированы,
регулярно обновляется ученическая и корпусная мебель, закупается компьютерное и
19
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
интерактивное оборудование, учебники и учебные пособия. Во всех учебных кабинетах
установлены стеклопакеты.
IT-инфраструктура: в ОО функционирует один компьютерный класс (на тонких
клиентах), общее количество рабочих мест для обучающихся – 14. В школе создана
единая локальная сеть с выходом в Internet. К ней подключены все компьютеры в учебных
кабинетах (рабочие места учителей), кабинетах администрации, школьной столовой,
библиотечно-информационного центра, учителя-логопеда, педагога-психолога.
Таблица 6. Техническая оснащенность
Значение,
кол-во штук
Показатели
Количество стационарных компьютеров
37
Количество ноутбуков
82
Наличие локальной сети
да
Количество компьютеров, подключенных к локальной сети
95
Количество офисной техники
81
Количество проекторов
28
Интерактивное оборудование
14
Электронных учебников
63
Количество учебных кабинетов, оснащенных компьютерами
39
Наличие программ компьютерного тестирования обучающихся
да
Количество компьютерных классов
1
Количество рабочих мест в компьютерных классах
14
Мобильный компьютерный класс,
в них ПК
3 D принтеры
2
28
2
Акустическая система
2
Документ-камера
7
Цифровая лаборатория в кабинете химии
1(15 ноутбуков)
Канал подключенияИнтернет
Convex,
80 Мбит/с
Таблица 7. Приобретения за счет бюджетных и внебюджетных средств в 2021 году
Сумма, руб.
616 933,35
346 791,00
488 216,00
305 898,80
156 378,00
454 724,00
452 262,85
Товары
Учебная литература
Учебная мебель, шкафы
Установка системы экстренного оповещения
Модернизация системы видеонаблюдения
Приобретение спортивного инвентаря
Приобретение компьютерной техники, лицензионного ПО, МФУ, комплектующих
Приобретение хозяйственных, строительных и канцелярских товаров,
20
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
47 190,00
325 906,00
420 464,00
292 560,00
2 522 425,20
218 400,00
5 891 188,70
антисептических и дезинфицирующих средств
Оборудование пожарной сигнализации
Оборудование охранной сигнализации
Учебно-наглядное оборудование
Рельсовые системы для классной доски
Модернизация системы приточной вентиляции
Установка кондиционеров
ИТОГО
Материально-техническая база ОО соответствует действующим санитарным,
строительным, противопожарным нормам и правилам. Материально-техническое
обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные
программы. В ОО создана материально-техническая база, позволяющая сохранять и
поддерживать здоровье обучающихся, проводить диагностику и коррекцию физического и
психического здоровья детей. Но для проведения массовых мероприятий с применением
цифровых технологий или в дистанционном режиме недостаточно программного
материала.
На первом этаже здания оборудованы столовая, пищеблок и два кабинета
технологии. На втором этаже оборудованы два спортивных зала. На третьем этаже здания
оборудован актовый зал.
Полностью оборудован спортивный стадион Школы.
IX. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества
образования
В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества
образования. Целью внутришкольной оценки качества образования является получение
полной и всесторонней информации о состоянии образовательной деятельности в
общеобразовательной организации и своевременное внесение корректив. В процессе
внутришкольного инспектирования используются различные способы сбора информации:
беседа, наблюдение, изучение документации, устные и письменные опросы, срезы знаний,
тестирование, анкетирование. Для оценки глубины усвоения наиболее важных тем
учебных программ, сформированности общеучебных умений, навыков проводятся
административные срезы знаний и годовые контрольные работы. Годовые контрольные
работы проводятся по единому графику, утвержденному директором школы. График
проведения годовых контрольных работ доводится до сведения учителей, обучающихся и
их родителей (законных представителей) не позже чем за две недели до их проведения.
Результаты тематического контроля оформляются в виде справки. Педагогический
коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседании
педагогических советов, совещаний при директоре, его заместителях, заседаниях
методических объединений.
В течение 2021 года заместителями директора осуществлялся контроль объема
выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана. Проводились
совещания, на которых осуществлялся анализ успеваемости обучающихся, анализ
предметных результатов по итогам контроля, анализ выполнения программ,
посещаемости обучающимися учебных занятий, анализ выполнения плана по
организованному завершению учебного года, подготовки к Государственной итоговой
21
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
аттестации обучающихся 9 и 11 классов. В течение 2021 года администрацией школы
планомерно осуществлялся мониторинг по основным направлениям образовательной
деятельности.
Характеристика внутришкольной системы оценки качества образования
Нормативно-правовое основание:
Статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», пункт
2, подпункт 16: «К компетенции образовательного учреждения относится осуществление
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями
настоящего Закона».
Статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» пункт
2, подпункт 24: «К компетенции образовательного учреждения относится обеспечение
функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в
образовательном учреждении».
Статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», пункт
3, подпункт 1: «Образовательное учреждение несет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к
его компетенции».
В школе сложилась следующая система оценки качества образования:
анализ результатов стартовой диагностики (качество остаточных знаний);
анализ результатов усвоения обучающимися учебного материала по предметам
(тематические контрольные работы, промежуточный контроль, рубежныйконтроль);
анализ результатов государственной итоговой аттестации обучающихся и
выпускников (динамика за нескольколет);
анализ результатов ДКР, ГКР, ВПР;
анализ участия и результатов предметных олимпиад, конференций;
анализ кадрового обеспечения образовательногопроцесса;
выявление причины низких результатов (по результатам анализа КР и
профессиональной деятельности педагогов);
выявление обучающихся, нуждающихся в усилении педагогического внимания, в
ликвидации дефицита учебных знаний;
принимаемые
меры
(составление
учителями-предметниками
планов
индивидуальной работы с обучающимися испытывающими затруднения в освоении
образовательных программ).
По результатам анкетирования 2021 года выявлено, что 63% родителей
удовлетворены общим качеством образования в Школе, 68% обучающихся
удовлетворенных образовательным процессом. Школой предложены несколько профилей
для введения профильного обучения, по заявлениям родителей выбраны универсальный и
технологический.
Тенденции оценки качества образования в 2021 году
Оценка качества образовательных программ школы. Проведена оценка качества
образовательных программ школы методическим советом школы, который тщательно
рассмотрел и внес коррективы в рабочие программы учителей по предметам, в
соответствии с методическими рекомендациями и в связи с условиями работы в
дистанционном режиме.
22
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
В течение учебного года проводилась оценка качества образования обучающихся
по текстам администрации школы и руководителей методических объединений. По
итогам оценки качества образования в 2021 году выявлено, что уровень метапредметных
результатов соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов
высокая.
Оценка индивидуальных достижений обучающихся во внеурочной
деятельности.
На заседаниях Методического совета школы были подведены итоги участия
обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих,
интеллектуальных и других конкурсах. В 2021 году количество обучающихся,
участвующих в конкурсной деятельности снизилось 836 (72,3%) до 818 (70,6%) человек,
но повысилась результативность, количество призеров и победителей увеличилось в
региональных конкурсах и олимпиадах с 4 до 24 человек, во всероссийских – с 29 до 68
человек, в международных – с 8 до 9 человек.
Оценка качества образовательных услуг. Оценка качества условий для
осуществления образовательной деятельности. На совещаниях у директора проводилась
аналитическая работа по оценке качества образовательных услуг, предоставляемых
школой потребителям, состояние материально-технической базы, книжного и
информационного фондов, наглядных пособий. Большая работа проведена по
обеспечению учебных кабинетов необходимым оборудованием для организации
дистанционного обучения.
Оценка качества труда педагогов. Один раз в месяц проводились заседания
комиссии, в состав которой входили представители трудового коллектива,
администрации, педагогического коллектива, по оценке качества труда педагогов и
распределению стимулирующего фонда за достигнутые результаты.
В течение учебного года администрацией школы был проведен плановый контроль
ведения школьной документации, организации индивидуальной работы с обучающимися.
В период пандемии администрацией школы велся мониторинг качества преподавания
учебных предметов, качества работы классных руководителей, организации занятий в
творческих коллективах, эффективности использования учителями ресурсов сети
Интернет, занятость обучающихся.
С целью совершенствования образовательной деятельности и выявления резервов
для повышения качества образования, устранения недостатков в организации
образовательной деятельности в период пандемии были собраны и проанализированы
информационно - статистические материалы по успеваемости, качеству знаний, степени
обученности школьников, в том числе административные контрольные работы.
Выводы:
Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в
соответствии с ФГОС общего образования.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение
23
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов
образовательных достижений обучающихся.
Выявленные проблемы при самообследовании деятельности образовательной
организации и пути их решения нашли отражение в корректировке планирования
работы школы на 2022 год.
Доступность качественного образования достигается за счет реализации права
ученика в выборе и самостоятельном определении образовательной траектории
(индивидуальные учебные планы, вариативность учебных программ, использование
современных образовательных технологий); уменьшения доли репродуктивной
деятельности и увеличения практико-ориентированного характера учебного процесса;
создания позитивного уклада школьной жизни.
Компетентностный подход к модернизации содержания образования достигается
через дифференциацию обучения и систему дополнительного образования,
обеспечивающую каждому обучающемуся условия для индивидуального развития.
Внедряются новые информационные технологии в образовательную деятельность,
обеспечивающие возможности овладения педагогическими работниками и обучающимися
новыми способами получения и использования информации.
Создание здоровьесберегающей среды в школе достигается за счет внедрения
здоровьесберегающих технологий, оснащения школы спортивным инвентарем,
использования нового стадиона; рационального полноценного питания.
Ведется работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии; работа с
девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми
обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
24
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
II. Анализ показателей деятельности МАОУ СОШ №197 pf 2021 год
N п/п
Показатели
Единица
измерения
1.
Образовательная деятельность
1.1
Общая численность учащихся
человек
1158
1.2
Численность учащихся по образовательной программе начального
общего образования
человек
492
1.3
Численность учащихся по образовательной программе основного
общего образования
человек
591
1.4
Численность учащихся по образовательной программе среднего общего
образования
человек
75
1.5
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и
"5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
человек/%
1.6
Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9
класса по русскому языку
балл
1.7
Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9
класса по математике
балл
1.8
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11
класса по русскому языку
балл
71
1.9
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11
класса по математике
балл
57
1.10
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших неудовлетворительные результаты на государственной
итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности
выпускников 9 класса
человек/%
0/0%
1.11
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших неудовлетворительные результаты на государственной
итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников
9 класса
человек/%
0/0%
1.12
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов единого государственного экзамена по русскому
языку, в общей численности выпускников 11 класса
человек/%
0/0%
1.13
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов единого государственного экзамена по математике, в
общей численности выпускников 11 класса
человек/%
0/0%
1.14
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9 класса
человек/%
0/0%
466/47%
4
3,2
25
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
1.15
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не
получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11 класса
человек/%
0/0%
1.16
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9 класса
человек/%
1/1%
1.17
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса,
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 11 класса
человек/%
7/13,2%
1.18
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие
в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
человек/%
818/70,6%
1.19
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в том числе:
человек/%
101/8,7%
1.19.1
Регионального уровня
человек/%
24/2,07%
1.19.2
Федерального уровня
человек/%
68/5,9%
1.19.3
Международного уровня
человек/%
9/0,8%
1.20
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов,
в общей численности учащихся
человек/%
50/4,3%
1.21
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
человек/%
22/1,9%
1.22
Численность/удельный вес численности обучающихся с применением
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в
общей численности учащихся
человек/%
0/0%
1.23
Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой
формы реализации образовательных программ, в общей численности
учащихся
человек/%
0/0%
1.24
Общая численность педагогических работников, в том числе:
человек
1.25
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих высшее образование, в общей численности педагогических
работников
человек/%
41/77,3%
1.26
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих высшее образование педагогической направленности
(профиля), в общей численности педагогических работников
человек/%
39/73,6%
1.27
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности
педагогических работников
человек/%
12/22,6%
1.28
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих среднее профессиональное образование педагогической
человек/%
11/20,8%
53
26
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
1.29
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
которым по результатам аттестации присвоена квалификационная
категория, в общей численности педагогических работников, в том
числе:
человек/%
48/90,6%
1.29.1
Высшая
человек/%
25/47,2%
1.29.2
Первая
человек/%
23/43,4%
1.30
Численность/удельный вес численности педагогических работников в
общей численности педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
человек/%
52/100%
1.30.1
До 5 лет
человек/%
12/22,6%
1.30.2
Свыше 30 лет
человек/%
14/26,4%
1.31
Численность/удельный вес численности педагогических работников в
общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет
человек/%
18/34%
1.32
Численность/удельный вес численности педагогических работников в
общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет
человек/%
11/20,8%
1.33
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных работников, прошедших за последние
5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в общей численности
педагогических и административно-хозяйственных работников
человек/%
54/96,4%
1.34
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных работников, прошедших повышение
квалификации по применению в образовательном процессе
федеральных государственных образовательных стандартов, в общей
численности педагогических и административно-хозяйственных
работников
человек/%
54/96,4%
2.
Инфраструктура
2.1
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
единиц
0,2
2.2
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из
общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих
на учете, в расчете на одного учащегося
единиц
23
2.3
Наличие в образовательной
документооборота
да/нет
Да
2.4
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
да/нет
Да
2.4.1
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах
или использования переносных компьютеров
да/нет
Да
2.4.2
С медиатекой
да/нет
Да
2.4.3
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
да/нет
Да
организации
системы
электронного
27
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197
2.4.4
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении
библиотеки
да/нет
Да
2.4.5
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
да/нет
Да
2.5
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2
Мб/с), в общей численности учащихся
человек/%
2.6
Общая
площадь
помещений,
в
которых
осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося
кв. м
696/60,1%
3,7
Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы
в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение
квалификации, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты
образовательных достижений обучающихся.
Директор МАОУ СОШ №197
С.П. Савина
28
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197