Программа курса_Каллиграфия, 34ч 2023-2024 уч.год

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по каллиграфии разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы
Н.Г.Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4). Программа реализуется
как платная образовательная услуга по дополнительной общеразвивающей программе, социальнопедагогической направленности. Срок реализации программы 9 месяцев

2.Общая характеристика учебного предмета
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы
с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не
каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать
каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней
поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует
совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы
им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Место курса в учебном плане.
Программа по каллиграфии рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с
обучающимися начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 учебных занятий.

3.Цель и задачи реализации программы
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение
рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания
читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося
способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные
методы и приёмы.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами
работы с ними;
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному
соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных
букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы
в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

4.Требования к результатам освоения программы





Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
















обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию,
темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и
самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме;
правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы
штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых
ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных,
учебных и художественных произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения.

5.Требования к уровню подготовки обучающихся











Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в
слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный —
безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный —
непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);








сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при
письме; правильно держать ручку и карандаш;
выполнять каллиграфические упражнения
по предупреждению фонетико-графических,
орфографических и речевых ошибок;
научится определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике
алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким
знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами,
знаком переноса, абзацем.

6.Содержание учебного предмета
Повторяем написание цифр (2 ч)
Ориентирование на листе бумаги. Гигиенические правила письма. Написание цифр 1, 2,3,4,5,6,7,8,9,0.
Отрабатываем написание форм букв по группам (18 ч)
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа
букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж,
Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.
Пишем правильно соединения букв (13 ч)
Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание
соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание
соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв,
ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание
заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы
соединения
Подводим итоги (1 ч)
Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений,
слов, предложений
Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.

7.Тематическое планирование
ОНЗ урок открытия новых знаний
УР урок рефлексии
УОН урок общеметодологической направленности
УРК урок развивающего контроля

Кол
-во
час
ов

Тип
урока

контр
оль

Хар-ка
Основных
видов
деятельности

Написание цифр
1,
2,3,4,5.
Гигиенические
правила письма.

1

УР

теку
щий

2.

Написание цифр
6,7,8,9,0.

1

УР

3.

Группа
букв:
А,а; Б,б; В,в.

2

4.

Группа букв: Г,г;
Д,д; Е,е.

2

№
п\п

Тема занятия

1

Основное
содержание
(термины,
понятия)

Планируемые
предметные результаты

Упражнения для закрепления
правил
гигиены
письма.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Обучение
написанию
цифр
1,2,3,4,5.
Игровая
и
творческая
деятельность.

Формирование
чувства
прекрасного
на
основе
знакомства
с
отечественной
художественной
литературой.

Уметь
сохранять правильную
посадку и положение
рук при письме.
Знать
правильное расположе
ние тетради и ручки
при письме.
Уме
ть
правильно
держать
ручку,
карандаш.
Знать правила написания
цифр 1,2,3,4,5.

теку
щий

Упражнения
для
движения
кисти слева направо наоборот.
Отработка правильного наклона.
Обучение
написанию
цифр
6,7,8,9,0. Обучение написанию
цифр.
Упражнение
для
разминки:
ритмирование.
Игровая
и
познавательная
деятельность.

Формирование
чувства
прекрасного
на
основе
наблюдения
за
природой.

Уметь
ориентироваться
на
листе бумаги в
клеточку, в тетради.
Знать
гигиенические
навыки
письма. Знать правила
написания цифр 6,7,8,9,0.

Анализ
звуков
с
целью
выделения
признаков.

Коррекция
–
внесение
необходимых
дополнений
реального действия
и его продуктов.

Умение
договари
ваться,
находить
общее
решение.

УОН

теку
щий

Формирование
установки
на
здоровый
и
безопасный образ
жизни.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.

Коррекция
–
внесение
необходимых
дополнений
реального действия
и его продуктов.

Умение
договари
ваться,
находить
общее
решение.

УОН

теку
щий

Отработка формы букв по
группам.
Каллиграфические
упражнения
для
предупреждения
фонетикографических, орфографических
и речевых ошибок на уроках
русского языка. Письмо под
счёт. Проведение пальчиковой
гимнастики. Штриховка.
Работа над формой букв.
Дорисовывание
предмета.
Проведение
пальчиковой
гимнастики. Штриховка.Игровая
и творческая деятельность.

Формирование
познавательных
мотивов
–
интерес к новому.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы

Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен

учебной

Формирование
универсальных учебных
действий
Познавател Регулятивные
Коммун
ьные УУД
УУД
икативн
ые УУД
Использован Применение
Умение
ие
общих установленных
слушать
приёмов
правил
в собеседн
решения
планировании
ика.
задач.
способа решения.

штриховки.
5.

Группа
букв:
Ж,ж; З,з; И,и.

2

УОН

теку
щий

Анализ формы букв. Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Развитие мелкой мускулатуры
рук. Штриховка.

Формирование
познавательных
мотивов
–
интерес к новому.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

6.

Группа
букв:
К,к; Л,л; М,м.

2

УОН

теку
щий

Работа по шаблону в тетради.
Списывание
учащимися
с
готового образца. Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Физкультминутки для развития
мелкой моторики пальцев рук.
Штриховка.

Формирование
картины
восприятия мира
как порождение
трудовой
деятельности
человека.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.
Осознанное
построение
речевого
высказывани
я в устной
форме.

Коррекция
–
внесение
необходимых
дополнений
реального действия
и его продуктов.

7.

Группа
букв:
Н,н; О,о; П,п.

2

УОН

теку
щий

Отработка формы букв по
группам в двух вариантах
соединений.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Штриховка. Упражнения для
формирования осанки и снятия
физической нагрузки. Игровая и
творческая деятельность.

Формирование
картины
восприятия мира
как порождение
трудовой
деятельности
человека.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.
Осознанное
построение
речевого
высказывани
я в устной
форме.

Коррекция
–
внесение
необходимых
дополнений
реального действия
и его продуктов.

8.

Группа букв: Р,р;
С,с; Т,т.

2

УОН

теку
щий

Работа по шаблону в тетради.
Списывание с готового образца.
Составление
рисунка
на
заданную тему и штриховка.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.

Формирование
познавательных
мотивов
–
интерес к новому.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.

Коррекция
–
внесение
необходимых
дополнений
реального действия
и его продуктов.

9.

Группа букв: У,у;
Ф,ф; Х,х.

2

УОН

теку
щий

Работа по шаблону в тетради.
Списывание с готового образца.
Составление
рисунка
на
заданную тему и штриховка.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.

Формирование
учебных мотивов.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы

Контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельност
и.
Анализ

Контроль в форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным эталоном.

ия
заданий.
Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен
ия
заданий.
Умение с
помощью
вопросов
получать
необходи
мые
сведения
от
партнёра
по
деятельн
ости.
Умение с
помощью
вопросов
получать
необходи
мые
сведения
от
партнёра
по
деятельн
ости.
Умение
договари
ваться,
находить
общее
решение.
Эмоцион
ально
позитивн
ое
отношен
ие
к

штриховки.

объектов с
целью
выделения
признаков.
Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.

процессу
сотрудни
чества.

10.

Группа
букв:
Ц,ц; Ч,ч; Ш,ш,
Щ,щ.

2

УОН

теку
щий

Работа по шаблону в тетради.
Списывание с готового образца.
Составление
рисунка
на
заданную тему и штриховка.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.

Формирование
познавательных
мотивов
–
интерес к новому.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен
ия
заданий.
Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен
ия
заданий.
Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен
ия
заданий.

11.

Группа букв: Э,э;
Ю,ю; Я,я.

2

УОН

теку
щий

Работа по шаблону в тетради.
Списывание с готового образца.
Составление
рисунка
на
заданную тему и штриховка.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.

Формирование
познавательных
мотивов
–
интерес к новому.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

12

Написание
соединений ол,
ом, оя, об, од,
оф, ок, он, оп, ог,
ож, оз, ос.

3

УОН

теку
щий

Правила
соединения
букв.
Практическая работа. Отработка
плавности
и
ритмичности
письма.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Штриховка. Соревнование.

Формирование
чувства
прекрасного
на
основе
знакомства
с
отечественной
художественной
литературой.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

13

Написание
соединений ое,
ой, оц, ош, ощ,
аг, аж, аз, аб, ад,
ав, ас.

3

УОН

теку
щий

Формирование
познавательных
мотивов
–
интерес к новому.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен
ия
заданий.

14

Написание
соединений ие,
ий, ИЦ, ИЩ, ел,
ем, ег, еж, ез.

3

УОН

теку
щий

Развитие навыка правильного
написания соединений, букв.
Выработка
одинаковых
равномерных
и
пропорциональных расстояний
между элементами букв, между
буквами и словами. Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Штриховка. Соревнование.
Работа над одинаковой высотой
букв на строке и на всей
странице.
Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Штриховка.
Творческая
деятельность.

Выбор
оснований и
критериев
для
сравнения.
Осознанное
построение
речевого
высказывани
я в устной
форме.
Выбор
оснований и
критериев
для
сравнения.

Формирование
познавательных
мотивов
–
интерес к новому.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Выбор
оснований и
критериев
для
сравнения.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен
ия
заданий.

15.

Написание
соединений яб,
яр, яв, ят, юж,
юг, юз, ют, юн.

2

УОН

теку
щий

Работа
над
формой
и
соединением букв. Штриховка.
«Физкультминутка
для
волшебных
пальчиков».
Соревнование.

Формирование
учебных мотивов.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Поиск
и
выделение
необходимо
й
информации.

Контроль в форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным эталоном.

16.

Написание
соединений ль,
мь, ья,ье, Оо, Сс,
Ээ.

2

УОН

теку
щий

Работа
над
формой
и
соединением букв. Проведение
пальчиковой
гимнастики.
Штриховка. Упражнение «Кулак
– ребро – ладонь».

Формирование
учебных мотивов.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Выбор
оснований и
критериев
для
сравнения.

Контроль в форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным эталоном.

17.

Работа
устранению
графических
недочётов.

1

УОН

теку
щий

Диктовка элементов букв и их
соединений.
Штриховка.
Проблемные задания. Работа по
образцам прописи.

Формирование
чувства
прекрасного
на
основе
знакомства
с
отечественной
художественной
литературой.

Уметь
создавать рисунок из
геометрических
фигур,
знать
различные
способы
штриховки.

Выбор
наиболее
эффективны
х способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных
условий.

Оценка – осознание
качества и уровня
усвоения.

ИТОГО:

по

34

Эмоцион
ально
позитивн
ое
отношен
ие
к
процессу
сотрудни
чества.
Взаимоко
нтроль и
взаимопо
мощь по
ходу
выполнен
ия
заданий.
Умение
слушать
собеседн
ика,
работать
в группе.

8.Учебно-методическое обеспечение
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. Тетради в узкую линейку.

Программы

9.Характеристика организационно-педагогических условий реализации программы
Основные приемы, используемые на уроках письма:
1. Показ написания буквы учителем;
2. Ведение руки ученика при написании букв;
3. Списывание с готового образца (на доске, в тетрадях, прописях);
4. Воображаемое письмо, письмо в воздухе;
5. Анализ формы букв (по зрительным и двигательным элементам);
6. Конструирование буквы из элементов шаблонов;
7. Обведение букв по шаблону.

Основные технологии
обу- чения

Педагогические технологии ориентированы на формирова- ние
положительной мотивации к учебному труду, развитие личности,
способной к учебной и научно-исследовательской
деятельности.
Классно – урочная технология обучения
Обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление
знаний, умений и навыков
Групповые технологии обучения
Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей
организаторскими навыками и умеющей работать в группе.
Технология проблемного обучения
Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освое- ние способов
самостоятельной деятельности, развитие по- знавательных и творческих
способностей.
Технология перспективно-опережающего обучения Достижение
учащимися обязательного минимума содержа- ния образования
Технология критического мышления
Создание условий для развития критического мышления посредством
чтения и письма, вариативности мышления учащихся.
Исследовательская технология
Обучение основам исследовательской деятельности (постановка учебной
проблемы, формулирование темы, вы- бор методов исследования,
выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников инфор- мации,
презентация выполненной работы).
Информационные технологии
Обучение работе с различными источниками информации, готовность к
самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута
Педагогика сотрудничества
Реализация личностно-ориентированного подхода к каждо- му
обучающемуся школы
Технология проектной деятельности, позволяющий строить обучение на
активной основе, через целесообразную дея- тельность ученика.
Формы организации учеб- Классно-урочная система
ного процесса

В основу занятий были положены нетрадиционный метод обучения письму Е.Н. Потаповой и Н.Г. Агарковой. У
учащихся на занятиях должны быть: тетрадь в косую линейку, альбом для рисования, в котором дети будут
упражняться в штриховке, элементы букв. Штриховка проводится в альбоме, остальная работа проводиться в тетради
в косую линейку.

10.Методы и формы оценки результатов освоения программы
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального
выполнения;
- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения
операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на
понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения
фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- конкурсы;
- выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».