Страничка учителя-логопеда
01.01.2017
Учитель – логопед
Кибардина Виктория Викторовна
Телефон – 8(343) 218-98-65
Приём по личным вопросам – пятница с 14.30 – 16.30 (кабинет 313)
Электронная почта – mou197@gmail.com
График работы – Вторник, среда, четверг, пятница: с 14.30 до 17.30.
Суббота, воскресенье: выходной.
Особенности работы школьного логопеда.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция произношения.
- Развитие физического и речевого слуха.
- Накопление и совершенствование словаря.
- Развитие грамматической стороны речи.
- Обучение навыкам словообразования и словоизменения.
- Развитие связной речи.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
-развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
-формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
-профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов. Если ребёнок пришёл в первый класс с речевым недоразвитием, ( а это не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение фонематического слуха, недостатки лексико-грамматичекой стороны речи ), процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется, могут возникнуть проблемы познания математики, окружающего мира. Следовательно, речевые проблемы могут являться причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.
По результатам обследования логопед рекомендует пройти ПМПК ( психолого-медико-педагогическую комиссию) с целью направления ребенка с речевыми проблемами на дополнительные занятия по развитию речи.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с учителями, его обязанность своевременно выявлять детей «группы риска» по специфическим ошибкам письма и чтения, однако родители являются полноправными участниками образовательного процесса и могут обращать внимание педагогов на проблемы ребенка.
Какие ошибки должны насторожить родителей?
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.
- Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
- Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
- При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под неблм голубым).
- Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду у вы росли чудесные розы ( в саду выросли чудесные розы).
- Трудности в формировании элементарных учебных навыков: уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять собственные ошибки.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многообразны. К детям с речевыми проблемами нужен специальный подход, им необходима помощь специалистов (в том числе и медиков), учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Логопед в школе является важным звеном в осуществлении такой комплексной помощи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.10.2020
Дата обновления: 15.10.2020
Дата публикации: 01.01.2017