РП ИСТОРИЯ 10-11 КЛАСС.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 197

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «История России. Всеобщая история»
10-11 класс

Екатеринбург
2019

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» для 10-11-х
классов соответствует Федерального компонента Государственного стандарта среднего
(полного) общего образования, примерной программы по предмету.
Цели:
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся
культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и
оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение истории на этапе основного общего образования в
следующем объёме: в 10 класс – 35 часов, 11 класс – 34 часа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
В результате изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на
базовом уровне ученик должен:
Знать и понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и
всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни
исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету;
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года
N 2643).
Содержание учебного предмета:
Всеобщая Россия
Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические
отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в
античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской
духовных традиции. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы,
духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская
мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и
динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового
общества в XIV-XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и
экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и
мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных
ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических
и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология
Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений.
Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие
капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских
странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической
научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв.
От Новой к Новейшей истории:
пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. Проблема
периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX
вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности,
трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры
индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей
общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская
демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового
государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема
политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970 гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и
авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной
модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые
системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и
авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии:
авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национальноосвободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах
Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине
XX вв. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические,
демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории.
Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма
и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная
революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в
информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов
в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.
Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная
революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в
современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного
фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине
мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в
информационном обществе.
История России
История России - часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство.
Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое
переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия,
общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX - начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.
Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и
Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования
древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества.
Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских
земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского
завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и
значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории
населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр
объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и
освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие
Ордой ислама. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на
развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Свержение золотоордынского ига. «Москва - третий Рим». Роль церкви в государственном
строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального
землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост
международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского
и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной
монархии.
Опричнина.
Закрепощение
крестьян.
Учреждение
патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических
противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало
складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол.
Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XVXVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение
дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях
модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества.
Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство
крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного
переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и
западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 года.
Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой
половины XIX вв.
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Реформы 1860-1870 годов. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических
отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.
Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в
экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина.
Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной
модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже
веков. Революция 1905-1907 годов. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв.
Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе
военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 года. Временное правительство и Советы. Тактика политических
партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание.
Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы
участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор.
Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922-1991 годы
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное
строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция
построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые
репрессии. Конституция 1936 года.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация.
Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования.
Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между
мировыми войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное
искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы
войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР
во Второй мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х годов. Складывание
мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и
внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы
1950-1960 годов, причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого
социализма. Конституция 1977 года. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950-1980 годах. Наука и образование в
СССР.
«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов
экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности.
Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение
военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991-2003 годы)
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 года.
Политический кризис сентября-октября 1993 года. Конституция Российской Федерации 1993
года. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России.
Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская
Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной
международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности,
экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной
безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение
изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях.
Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39).

Тематическое планирование учебного предмета «История» для 10 класса

на 2019-2020 учебный год
№ Название раздела,
темы урока
1

2

3
4

5

Характеристика учебной
деятельности

История России - часть всемирной истории (2 часа)
Особенности
Знать основные особенности
История России становления и развития
истории народов и государств в
часть всемирной
Российской цивилизации целом, определять причины отличий
истории.
России от европейских государств
Народы и древнейшие
государства на
территории России.
Переход от
присваивающего
хозяйства к
производящему.
Восточнославянские
Характеризовать их отношения с
Оседлое и кочевое
соседними племенами, разъяснять
хозяйство. Появление племенные союзы и их
соседи: балтские, фино - общий уровень социальнометаллических
угорские, тюркоязычные экономического развития, объяснять
орудий и их влияние
племена
смысл понятий
на первобытное
общество. Великое
переселение народов.
Праславяне.
Восточнославянские
племенные союзы и
соседи. Занятия,
общественный строй и
верования восточных
славян.
Русь IX - начало XII вв. (6 часов).
Происхождение
государственности у
восточных славян.
Дань и подданство.
Князья и дружина.
Вечевые порядки.
Принятие
христианства.
Право на Руси.
Категории населения.
Княжеские усобицы

6

Содержание урока

Складывание
протогосударств
Новгород и Киев у
восточных славян
Объединение двух
центров в одно
древнерусское
государство с центром в
Киеве, политика первых
князей
Складывания разных
форм земельной
собственности,
появление неравенства,
борьба между князьями
за господство на земле,
крещение Руси

Знать причины возникновения
государственности у славян,
норманнскую теорию
Знать процесс образования
государства и политику первых
правителей. Начало династии
Рюриковичей
Знать как формировались различные
виды земельных владений, за что
боролись князья и с какой целью
крестил Русь князь Владимир. Уметь
обобщать материал.

7

8

9

10

11

12
13

14

15

16

17

Христианская
культура и языческие
традиции. Контакты с
культурами Запада и
Востока.

Влияние Византии на
культурное развитие
Руси, языческие
элементы в культуре и
быте народа.
Формирование
христианского
мировоззрения.

Знать о влиянии христианизации на
культурное развитие Руси.

Влияние Византии.
Культура Древней
Руси как один из
факторов образования
древнерусской
народности.
Русские земли и княжества в XII- середине XV вв. (13 часов).
Борьба за земли и власть Знать причины распада государства,
Причины распада
между потомками князя, последствия для Руси, понимать
Древнерусского
Любечский сьезд 1097г,
особенности развития отдельных
государства.
начало феодальной
княжеств, их различного
раздробленности
политического устройства
Крупнейшие земли и
Причины распада
княжества
государства на
самостоятельные
княжества, последствия.
Монархии и республики, Понимать особенности удельных
Монархии и
княжеская власть и
княжеств, знать, что Северореспублики. Русь и
боярство, православная
Восточная Русь - колыбель
Степь.
церковь и идея единства
российской цивилизации
Русской земли
Идея единства
Русской земли
Причины завоевания
Понимать причины ослабления
Образование
монголо- татарами Руси, обороноспособности Руси и
монгольского
последствия для
установления монгольского ига,
государства.
населения, попытки
остановки в развитии государства
Монгольское
рыцарей-крестоносцев
Знать о борьбе московских князей за
нашествие.
завоевать Русь
первенство на Руси, последствиях
Включение русских
Борьба за господство на
Куликовской битвы
земель в систему
Руси московских князей,
управления
феодальная война,
Монгольской
формирование трех
империи.
славянских
национальностей.
Золотая Орда. Роль
Куликовская битва монгольского
завоевания в истории начало освобождения
русских земель от
Руси.
монголов
Экспансия с Запада.
Знать о попытках Ордена завоевать
Борьба с крестоносной Попытки рыцарейкрестоносцев завоевать
западные русские земли.
агрессией: итоги и
Русь, А. Невский,
значение.
русские земли в составе
княжества Литовского
Русские земли в
составе Великого
княжества
Литовского
Восстановление
Знать о роли московского княжества
Восстановление
хозяйства
Руси,
усиление
в деле объединения государства,
экономики русских
роли Московского
социальном составе общества
земель. Формы

землевладения и
категории населения.
18
19

20

21

22

23

24

25

Роль городов в
объединительном
процессе.
Борьба за
политическую
гегемонию в СевероВосточной Руси.
Москва как центр
объединения русских
земель.

княжества, складывание
новой формы
землевладения поместье, нового
сословия- дворянстваю
Борьба за господство на
Руси московских князей,
феодальная война,
формирование трех
славянских
национальностей.
Куликовская битва начало освобождения
русских земель от
монголов

Знать процесс складывания
централизованного государства с
центром в Москве, политику
московских князей в деле
освобождения от монгольского ига и
укрепления власти

Взаимосвязь
процессов
объединения русских
земель и
освобождения от
ордынского
владычества.
Зарождение
национального
самосознания
Усиление роли
Знать о международном положении
Великое княжество
Московского княжества
государства и самостоятельной
московское в системе
на международной арене. политике церкви.
международных
отношений. Принятие Самостоятельность РПЦ
Ордой ислама.
Автокефалия Русской
Православной
Церкви.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (8 часов).
Политика великих
Знать о политике объединения под
Завершение
московских князей от
властью Москвы, о роли московских
объединения русских
Василия 2 до Василия
князей в объединительном процессе
земель и образование
3.Объединение княжеств
Российского
под властью Москвы.
государства.
Роль церкви в деле
объединения в единое
Свержение
государство
золотоордынского
ига. «Москва - третий
Рим» Роль церкви в
государственном
строительстве
Заключения браков
Формирование представления об
Брачные связи как
между русскими
эволюции конфликта интересов в
коррупционное
князьями и
российской истории.
средство.
монгольскими
принцессами. Влияние
брачных связей на Руси.
Брачные связи как
коррупционное средство.
Завершение объединения Знать об образовании
Изменения в
централизованного государства с
социальной структуре русских земель
образование
Москвой, формировании трех
общества и формах

феодального
землевладения.
Особенности
образования
централизованного
государства в России.

26

27

28

29

30

31

32

Рост международного
авторитета
российского
государства.
Формирование
русского, украинского
и беларусского
народов.
Установление царской
власти. Реформы
середины XVI в.
Создание органов
сословнопредставительной
монархии.
Опричнина.

централизованного
государства. Изменение
порядка
престолонаследия.
Формирование трех
славянских
национальностей.

национальностей, росте
международного авторитета России

Иван Грозный – первый
царь. Земские соборы,
реформы в государстве.
Ливонская война и ее
последствия. Опричнина.
Присоединение
Казанского,
Астраханского и
Сибирского ханств в 16
веке

Знать о политике Ивана Грозного,
положительных и отрицательных
последствиях внутренней и внешней
политики. Об учреждении
патриаршества и дальнейшем
процессе закабаления крестьян

Закрепощение
крестьян. Учреждение
патриаршества.
Расширение
государственной
территории в XVI в.
Смутное время, борьба за Знать о прекращении династии
Смута. Пресечение
престол, смена
Рюриковичей и борьбе за власть, об
правящей династии.
правителей на русском
иностранной интервенции. Значение
Обострение
престоле. Борьба за
ополчений.
социальнонациональное
экономических
противоречий. Борьба сохранение государства
с Речью Посполитой и
Швецией.
Российская империя в 17 веке (19 часов)
Воцарение на престоле
Знать о воцарении Романовых,
Восстановление
первых Романовых.
политике Михаила Романова,
самодержавия.
Присоединение
территориальных присоединениях.
Первые Романовы.
территории России.
Оформление крепостного права.
Рост территории
Зарождение
Уметь анализировать правовое
государства.
капиталистических
закрепление крепостного права
Юридическое
отношений, появление
поэтапно.
оформление
первых мануфактур,
крепостного права.
изменение социального
состава общества,
Новые явления в
оформления крепостного
экономике: начало
права
складывания
всероссийского
рынка, образование
мануфактур.
Церковная реформа
Знать о церковном расколе и его
Церковный раскол.
Никона, раскол в РПЦ,
последствиях. Анализировать
Старообрядчество.

Социальные
движения XVII в.
формирование
национального
самосознания.
33

34

35

36

37

38

39

40

Развитие культуры
народов России в XVXVII вв. Усиление
светских элементов в
русской культуре
XVII в.
Россия в XVIIIсередине XIX вв.
Петровские
преобразования.
Провозглашение
империи.
Абсолютизм.
Превращение
дворянства в
господствующее
сословие. Сохранение
крепостничества в
условиях
модернизации.
Россия в период
дворцовых
переворотов.
Упрочение сословного
общества. Реформы
государственной
системы в первой
половине XIX в.
Особенности
экономики России в
XVIII- первой
половине XIX вв.:
господство
крепостного права и
зарождение
капиталистических
отношений.
Начало
промышленного
переворота.
Превышение
должностных
полномочий.
Авторитаризм.
Формирование
государственного
механизма

старообрядчество и
притеснения со стороны
государства. Восстания в
17 в., их причины и
последствия. Перелом в
мировоззрении: отход от
религиозной картины
мира, светские элементы
в культуре.

причины народных выступлений в
17 в. и их последствий. Делать
выводы о причинах усиления
светских элементов в культуре.

Реформы Петра 1.
Провозглашение
империи после Северной
войны. Усиление роли
дворянства в
государстве.
Обязанности и
привилегии дворян.
Усиление крепостного
права, положение
основных групп
населения в обществе

Знать об основных реформах Петра
1 и их последствиях для разных
сословий. Провозглашение России
империей, повышении авторитета
государства после Северной войны.
Положение крепостных крестьян.

Причины дворцовых
переворотов, политика
правителей. Реформы в
области экономики,
привилегии дворянству,
Жалованные грамоты
городам

Знать о переворотах в борьбе за
власть, политике каждого правителя,
реформах государственной системы
в первой половине 19 века.

Особенности развития
сельского хозяйства и
промышленности.
Сохранение феодальных
пережитков, начало
промышленного
переворота.

Знать о противоречиях развития
промышленности и сельского
хозяйства. Начало промышленного
переворота использовании
крепостного труда.

Превышение
должностных
полномочий.
Авторитаризм.
Формирование
государственного
механизма

Способность определить значение
использования должностного
положения в личных целях; понимание причин и
закономерностей формирования
государственной системы
противодействия коррупции; - общее

41

42

43

44

45

противодействия
коррупции. Создание
государственных
органов по борьбе с
коррупцией.
Государственные
перевороты как
средство достижения
коррупционных
целей. Значение
фаворитизма в
формировании
коррупционного
поведения.
Русское просвещение.
Движение
декабристов.
Консерваторы.
Славянофилы и
западники. Русский
утопический
социализм.
Превращение России
в мировую державу в
XVIII в.
Отечественная война
1812г.
Имперская внешняя
политика России.
Крымская война.
Культурное развитие
русских земель и
княжеств. Влияние
внешних факторов на
развитие русской
культуры.

46

Культура народов
России и ее связи с
европейской и
мировой культурой
XVIII- первой
половины XIX вв.

47

Повторение: «Русь в
IX- XV вв.»

48

Повторение: «Россия
XVI-первая половина
XIX вв.»

1

История как наука.
История в системе
гуманитарных наук.

противодействия
представление о системе наказаний
коррупции. Создание
за коррупционные преступления
государственных органов
по борьбе с коррупцией.
Государственные
перевороты как средство
достижения
коррупционных целей.
Значение фаворитизма в
формировании
коррупционного
поведения.
Общественные идеи о
дальнейших путях
развития России, идеи
западников и
славянофилов, восстание
декабристов. Зарождение
утопического
социализма.

Знать об общественных взглядах
славянофилов, западников,
консерваторов, о восстании
декабристов, уметь делать выводы.

Отечественная война
1812-1814г. Участие
России в
антифранцузских
коалициях, войнах
Причины и последствия
Крымской войны
Ученые общества,
научные экспедиции,
создание системы
народного образования,
формирование
литературного языка,
общественная роль
театра, архитектуры,
изобразительного
искусства

Характеризовать культурные
изменения первой половины 19 века

История Всеобщая (22 часа)
Современные теории
Знать причины неолитической
происхождения человека революции, эволюции человека и
и общества, мифология и общества

Основные концепции
исторического
развития
человечества.
Проблема
достоверности и
фальсификации
исторических знаний.

2

3

4

5

6

7

Древнейшая стадия
истории человечества.
Природное и
социальное в
человеке и
человеческом
сообществе
первобытной эпохи.
Неолитическая
революция.
Изменения в укладе
жизни и формах
социальных связей.
Цивилизации
Древнего мира и
Средневековья.
Традиционное
общество: социальные
связи, экономическая
жизнь, политические
отношения.
Архаичные
цивилизации
древности.
Мифологическая
картина мира.
Античные
цивилизации
Средиземноморья.
Формирование
научной формы
мышления в
античном обществе.

религия о
происхождении
человека, происхождение
семьи, переход от
присваивающего к
производящему
хозяйству, неолитическая
революция

Предпосылки
формирования
древнейших
цивилизаций ,
возникновение
письменности и
накопление знаний,
буддийская , китайская
философии, духовные
ценности, восприятие
пространства и времени
человеком древности

Возникновение и
развитие полисной
политико – правовой
организации и
социальной структуры,
демократия и тирания,
римская республика и
империя. Римское право,
зарождение иудеохристианской духовной
традиции,
распространение
христианства
«Великие переселения
Формирование индобуддийской, китайско- народов», войны и
нашествия как фактор
конфуцианской,
исторического развития
иудео-христианской
в древних обществах.
духовных традиций.
Предпосылки
Возникновение
религиозной картины возникновения древних
империй. Проблема
мира. Социальные

Определять мировоззренческие
особенности человека древности
анализировать происхождение
буддийской и китайской
цивилизации

Характеризовать полисную,
политико-правовую организацию,
сравнивать демократию и тиранию,
характеризовать особенности
римского права, выявлять причины
появления и особенности
христианства

Сравнивать цивилизации Древнего
мира, выявляя общее и различное

8

9

10

11

12

нормы, духовные
ценности,
философская мысль в
древнем обществе.
Возникновение
исламской
цивилизации.
Исламская духовная
культура и
философская мысль в
эпоху Средневековья.
Христианская
средневековая
цивилизация в
Европе, ее
региональные
особенности и
динамика развития.
Православие и
католицизм. Кризис
европейского
средневекового
общества в XIVXVвв.

цивилизационного
синтеза
(эллинистический мир;
Рим и варвары)
Возникновение ислама,
социальные нормы,
шариат, духовная
культура, изменение
политической карты
исламского мира
Феодализм как система
социальной организации
и властных отношений.
Крестовые походы взаимовлияние
цивилизаций,
особенности
хозяйственной жизни,
образование
средневековых
государств

Анализировать особенности
исламской цивилизации

Определять характерные черты
средневековой цивилизации,
сравнивать их с цивилизациями
Древнего мира, понимать признаки
феодальной системы, сравнивать
европейскую правовую традицию и
римское право

Новое время: эпоха модернизации
Модернизация - переход Выявлять признаки модернизации,
от аграрного общества к
сопоставлять результаты Великих
индустриальному, эпоха географических открытий , знать
меркантилизма,
основные признаки торгового и
технический прогресс.
мануфактурного капитализма
Роль Великих
географических
открытий в развитии
капиталистических
отношений в Европе.
Изменение религиозных
взглядов в эпоху
Реформации,
конфессиональный
раскол, мировосприятие
человека
индустриального
общества, формирование
научной картины мира,
культурное и
философское наследие
Нового времени
Зарождение идей
Уметь анализировать и сопоставлять
Торговый и
Реформации и
идеи общественного развития и их
мануфактурный
связь с развитием экономики.
капитализм. Новации Возрождения. Их
влияние на развитие
в образе жизни,
характере мышления, общества и изменения
взгляда на мир. Развитие
ценностных
капитализма в Европе.
ориентирах и
социальных нормах в
эпоху Возрождения и
Модернизация как
процесс перехода от
традиционного к
индустриальному
обществу.
Великие
географические
открытия и начало
европейской
колониальной
экспансии.
Формирование нового
пространственного
восприятия мира.
Изменение роли
техногенных и
экономических
факторов
общественного
развития в ходе
модернизации

13

14

15

16

Реформации.
Переход от сословно Знать признаки гражданского
От сословно представительных
общества, характеризовать все
представительных
монархий к
идеологии,
монархий к
абсолютизму.
абсолютизму.
Становление
Изменение в
гражданского общества,
идеологических и
мировоззренческая
правовых основах
идеология Просвещения.
государственности.
Возникновение
Буржуазные
конституционализма.
революции XVII-XIX
вв. Идеология
Просвещения и
конституционализм.
Возникновение
идейно- политических
течений. Становление
гражданского
общества
Определять значение технического
Технический прогресс Технический прогресс в
Новое время, развитие
прогресса, причины и последствия
в XVIII в - середине
капиталистических
циклического характера развития
XIX вв.
отношений, изменения в рыночной экономики,
Промышленный
социальной структуре
характеризовать социальную
переворот. Развитие
общества,
изменение
структуру общества в 19 веке
капиталистических
среды обитания
отношений и
человека, урбанизация,
социальной
проблема бедности и
структуры
богатства в
индустриального
индустриальном
общества в XIX в.
обществе.
Различные модели
Мировоззрение.
перехода от
Духовная жизнь
традиционного к
индустриального
индустриальному
общества
обществу в
европейских странах.
Мировосприятие
человека
индустриального
общества.
Формирование
классической научной
картины мира.
Особенности духовной
жизни Нового
времени.
Особенности развития
Знать о колониальной системе мира,
Традиционные
традиционных обществ
о странах метрополиях и колониях,
общества Востока в
уметь делать выводы о причинах
условиях европейской Востока в условиях
колониальной системы.
колониализма.
колониальной
Международные
экспансии.
отношения в 15-19вв.
Эволюция системы
международных
отношений в конце
XV- середине XIX вв.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

17

18

19

20

21

22

Научно- технический
прогресс в конце XIX
– последней трети XX
вв. Проблема
периодизации НТР.
Циклы
экономического
развития стран Запада
в конце XIX- середине
XX вв.
От
монополистического
капитализма к
смешанной
экономике. Эволюция
собственности,
трудовых отношений
и
предпринимательства.
Изменение
социальной
структуры
индустриального
общества.
Кризис классических
идеологий на рубеже
XIX-XX вв. и поиск
новых моделей
общественного
развития.
Социальный
либерализм, социалдемократия,
христианская
демократия.
Демократизация
общественно политической жизни и
развитие правового
государства.

Причины НТП,
периодизация НТР в
разных странах Европы.
Цикличность
экономического развития
стран Запада, кризисы.
Переход от
монополистического
капитализма к
смешанному типу
экономической системы.
Изменение характера
трудовых отношений
между работодателями и
наемными работниками

Знать причины, особенности
протекания НТП, цикличность
развития экономики, уметь
анализировать процессы перехода от
одних экономических систем к
другим

Влияние капитализма на
изменение социальной
структуры общества,
урбанизация, кризис
классических идеологий,
зарождение новых идей
дальнейшего развития
общества

Уметь анализировать идейные
течения и их влияние на общество.

Возникновение
идеологии либерализма,
социал-демократии,
христианской
демократии. Рабочее
революционное
движение. Дальнейшее
развитие идей правового
государства.

Уметь анализировать и сопоставлять
идеи общественного развития.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».